Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2024
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 78 Николай Махутов Председатель Комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро Комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Сергей Квасов Заведующий сектором информационно- телекоммуникационных технологий ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза" Леонид Балановский Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК Вячеслав Степанов Генеральный директор ООО "ПРОМСТЕКЛО" Игорь Трефилов Представитель ООО "ПРОМСТЕКЛО" в Москве З ачастую именно пункт досмотра является местом проведения незаконного вмеша- тельства, поэтому особое внимание уделяется границам объекта для выявления взрывоопас- ных устройств и подозрительных лиц Общие меры безопасности В современных условиях повышения уровня военных рисков, актов незаконного вмешатель- ства и терактов субъекты практически всех сфер хозяйствования должны неукоснительно соблюдать требования отраслевых постановле- ний Правительства РФ "Об утверждении требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…", а субъекты транспор- та – дополнительно требования транспортной безопасности. При этом ключевым фактором является антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его кате- гории, что обеспечивается с помощью комплек- са мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) и выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (террито- рии), и (или) признаков подготовки соверше- ния террористического акта или его соверше- ния. Мерами, направленными на воспрепят- ствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются: организация охраны, установление пропускного режима и оснащение объектов (территорий) инженер- но-техническими средствами охраны. В целях обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на территории объекта на его конт- рольно-пропускных пунктах (КПП) проводится досмотр физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей физических лиц в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение на территорию объекта (в частно- сти, выявление и предотвращение несанкцио- нированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологиче- ских агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений). Анализ этих требований показывает, что на границе объекта, на его КПП, риск акта незаконного вмешательства и проведения теракта значи- тельно возрастает. Инженерные средства защиты В среднем в день в московском метро досмат- ривается 400 тыс. пассажиров, 200 тыс. единиц багажа и предотвращается провоз 800 опасных предметов. Однако существующая практика размещения досмотрового оборудования не обеспечивает достаточного уровня безопасно- сти. Досмотр при одновременном формирова- нии скоплений пассажиров создает дополни- тельные риски безопасности и может быть целью террористов-смертников. Международ- ный опыт организации досмотра показывает, что это серьезная проблема. Например, в пекинском метро досмотру подвергаются 100% пассажиров. Указанная проблема носит системный характер, и от ее решения зависит эффективное обес- печение безопасности. Одним из ключевых направлений успешного решения этих систем- ных задач является интенсификация разработки и внедрения высокоэффективных досмотровых систем различного назначения. При этом миро- вая практика показывает, что эффективность внедрения достижений науки и техники в значительной степени зависит от их конструк- торской реализации. Поэтому применительно к КПП для обеспечения защиты от угроз терро- ристического характера и несанкционирован- ного вторжения необходимо предусматривать как комплекс мероприятий, так и специальные проектные решения по повышению их инже- нерной укрепленности. Досмотровые кабины К последним могут быть отнесены специальные досмотровые кабины. Они относятся к инже- нерным средствам защиты пункта досмотра и располагаются на контрольно-пропускных пунктах, на границах зоны транспортной без- опасности или ее частей и дополнительно внут- ри самой территории. Досмотровые кабины оборудуются техническими системами и сред- ствами, обеспечивающими обнаружение пред- метов и веществ, в отношении которых уста- новлен запрет на перемещение в зону транс- портной безопасности, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода в зону транспортной безопасности и на крити- июнь – июль 2024 www.secuteck.ru Проверка безопасности в утренний час пик на станции Tiantongyuan North в Пекине 27 мая 2014 г. (Reuters / Jason Lee) © Reuters www.rt.com Инженерные средства обеспечения безопасности при проведении досмотра Наверняка многие испытывали раздражение во время очереди на досмотр в театр или аэропорт, однако понимали необходимость данных мероприятий для общей и собственной безопасности. Рассмотрим, как ее обеспечивают за счет инженерных решений, на примере взрывостойких конструкций из стекла и пленочного покрытия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw