Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2024
С оздание системы антитеррористической защищенности на объектах воздушного транспорта строится на двух имманентных составляющих – транспортной и авиационной безопасности. В первом приближении принци- пиальные различия практически незаметны. Это подтверждается и определениями, данными в нормативных документах. 1. Ст. 83 Воздушного кодекса Российской Феде- рации: авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмеша- тельства в деятельность в области авиации. 2. Ст. 1.10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасно- сти": транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфра- структуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Отсутствие единой нормативно- правовой базы Тождественность понятий "авиация" (деятель- ность в области авиации) и "объекты транспорт- ной инфраструктуры и транспортные средства" не явилась основанием для законодателя для формирования единой системы нормативно- правовых и организационно-распорядительных документов. Процесс гармонизации законода- тельства в области противодействия актам неза- конного вмешательства в авиации или на "объ- ектах транспортной инфраструктуры и транс- портных средствах воздушного транспорта" привел к отмене авиационной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2023 г. № 107-ФЗ "О внесении изме- нений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Подход, который был применен при отмене системы авиационной безопасности в Россий- ской Федерации, можно обозначить как волюн- таристский. Это в полной мере подтверждается принятием Федерального закона от 26.02.2024 № 28-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который переносит отмену авиационной без- опасности до 01.09.2024 г. Федеральный закон декларирует, что в действующих нормах по транспортной безопасности отсутствует ряд тре- бований, а именно: l к предполетному и послеполетному досмотру, так как п. 78 приказа Министерства транспор- та РФ от 23 июля 2015 г. № 227 "Об утвер- ждении Правил проведения досмотра, допол- нительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасно- сти" содержит требования по авиационной безопасности; l к порядку охраны объектов аэропорта и воз- душных судов; l к применению эквивалентных мер; l к аэропортовым комиссиям по авиационной безопасности; l к физическим характеристикам периметро- вых ограждений. Принципы гармонизации соответствующей нормативно- правовой базы В этой связи процесс гармонизации законода- тельства транспортной и авиационной безопас- ности, регулирующий требования по организа- ции периметрального ограждения, на наш взгляд, должен основываться на следующих принципах: 1. Преемственность. Новые требования не долж- ны принципиально отличатся от ранее принятых. Примером отсутствия преемственности может служить постановление Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1603 "Об утверждении тре- бований по обеспечению транспортной безопас- ности, в том числе требований к антитеррористи- ческой защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию". Установленные в данном постановлении нормы на практике оказались нереализуемы. Суще- ственная корректировка требований, установлен- ных в постановлении Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. №2090 "Об утверждении тре- бований по обеспечению транспортной безопас- ности, в том числе требований к антитеррористи- ческой защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1603" позволила реализо- вать требования по транспортной безопасности. 2. Международное право. Данный принцип отра- жен в ст. 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности". Международные принципы обес- печения антитеррористической защищенности в гражданской авиации устанавливаются в доку- ментах ИКАО и наиболее подробно отражены в ICAO DOC 8973. Укажем самые основные: l Защитное ограждение предназначено для демаркации периметра, воспрепятствования несанкционированному доступу, предотвра- июнь – июль 2024 www.secuteck.ru К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 84 Эдуард Иванов Руководитель ПТАБ БУ РК "Аэропорт Петрозаводск" Рис. 1. Основные требования к организации ограждения в границах летного поля Проблемы реализации периметрового ограждения в границах летного поля аэродрома На примере аэродрома совместного базирования Петрозаводск Аэропорт как транспортный узел по понятным причинам является для террористов очень привлекательной целью, поэтому его защита – задача крайне актуальная и важная. В статье рассматриваются некоторые конкретные вопросы авиационной безопасности и предлагаются меры для решения имеющихся в этой сфере проблем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw