Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2024

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 92 В феврале 2022 г. ко мне поступили вопросы от слушателей курса профпереподготовки об организации пожарного поста в соответ- ствии с нормативно-правовыми актами (НПА). Вот самые характерные из них: 1. Проводится реконструкция производственно- го объекта, а диспетчерская с круглосуточным пребыванием персонала находится на четвер- том этаже; будет ли верно сначала организовать пожарный пост на первом этаже, на расстоянии не более 25 м от выхода, а от него вывести сиг- налы в диспетчерскую? 2. Сотрудник ЧОП находится на объекте круг- лосуточно, а ответственный сотрудник от собст- венника со вторым уровнем доступа только днем. Как ночью снимать тревогу (если она про- исходит)? Тогда я подготовил материал под названием "Организация пожарного поста в соответствии с СП 484.1311500 и другими НПА" [1] и в пер- вый раз постарался разъяснить, что вопрос с пожарным постом не до конца проработан с юридической стороны в части целого ряда нормативных актов и документов и, скорее всего, к нему еще придется возвращаться, в частности, при внесении изменений в СП 484.1311500. В существующей редакции 123-ФЗ нет никако- го определения пожарному посту, считается, что о нем достаточно написано в Правилах проти- вопожарного режима (ППР). В п. 7 ст. 83 Феде- рального закона № 123-ФЗ есть такая форму- лировка: "Системы пожарной сигнализации (СПС) должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного пер- сонала, или на специальные выносные устрой- ства оповещения..." То есть обобщенные сигна- лы из зданий, оборудованных своими СПС, со своими приемно-контрольными приборами, должны информировать дежурный персонал объекта. А это вовсе не специально обученные и подготовленные специалисты в области пожарной безопасности. Это может быть кто угодно из штатных сотрудников данной органи- зации (дежурный диспетчер автотранспортного предприятия, электрики, сантехники, лифтеры, руководители каких-то подразделений и т.п.). Более того, никаких требований к размещению на объекте этого дежурного персонала в ФЗ № 123 не предъявляется, что нельзя сказать о раз- мещении пожарного поста. В п. 394 ППР от руководителя организации требуется разме- стить на пожарном посту инструкцию о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты. Никакого специально обучен- ного персонала он там иметь не обязан. По части размещения пожарных приборов еще проще: "П. 10. В местах установки приемно- контрольных приборов пожарных должна раз- мещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожар- ной сигнализации указывается группа контро- лируемых помещений". И никакого специ- ального помещения для организации пожарно- го поста он предоставлять никому не обязан. Кто бы чего ни требовал от руководителя орга- низации, у него, так сказать, свой "устав", кото- рый нельзя нарушать. Вот тут и возникает кон- фликт с нашими проектировщиками. Размещение СПС В 2023 г. появилось очень большое количе- ство вопросов по прокладке кабелей и прово- дов между отдельно стоящими зданиями. И тогда появился на свет мой материал "Поче- му по СП 484.1311500.2020 в каждом зда- нии должен быть свой ППКП и как объеди- нить сигналы о пожаре от нескольких зданий" [2]. Вкратце расскажу, о чем он. У многих про- ектировщиков систем пожарной сигнализа- ции возникает вопрос: каким кабелем и как проложить линии связи между компонентами пожарного приемно-контрольного прибора (ППКП) или пожарными извещателями одной общей для нескольких зданий СПС? Так ведь 1 марта 2021 г. введен в действие СП 484.1311500.2020 "Системы противопо- жарной защиты. Системы пожарной сигнали- зации и автоматизация систем противопо- жарной защиты. Нормы и правила проекти- рования", и он действовал на тот момент уже более двух лет, однако никто не смог с ним хоть как-то разобраться. Принципиальное отличие свода правил СП 484.1311500.2020 от СП 5.13130.2009 заключается в том, что теперь исключается какая-либо возможность использовать одну СПС более чем на одно здание. Это является одной из основных составляющих, помимо других (ограничение информационной емко- сти ППКП, ограничение последствий при еди- ничной неисправности линий связи, исключе- ние любых функций, не связанных с пожар- июнь – июль 2024 www.secuteck.ru Александр Зайцев Независимый эксперт www.bezopasnost-01.ru Дежурный персонал объекта и пожарный пост Проблемы и противоречия в нормативных документах В области проектирования систем пожарной автоматики (СПА) вопрос дежурного персонала и пожарного поста – сегодня это одно из самых темных мест в норматив- ных документах. Возьмем тот же свод правил СП 484.1311500 по проектированию систем пожарной сигнализации (п. 3.22): "Пожарный пост – специальное помещение, оборудованное приборами приемно-контрольными пожарными и/или приборами пожарными управления (или их выносными панелями индикации и/или управления), с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала". С этого опреде- ления начинается любое проектирование составляющих СПА. Но практически все, что имеется в этой формулировке, не соответствует истине и действующему законо- дательству. Именно этому и будет посвящен данный материал

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw