Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2024

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 94 я подготовил еще один материал на больную тему – "Где и зачем требуется дежурный персо- нал на объекте в части обеспечения технических мероприятий с СПА по действующим законам и нормативным документам" [5]. Действия при пожаре Лучше всего здесь начать с Правил противопо- жарного режима (ППР), ведь именно там опи- саны все действия, которые должны предпри- нять сотрудники любой организации или пред- приятия нашей страны в случае обнаружения пожара. Для этого в п. 394 этих правил приве- дена инструкция по их действиям. Вот некото- рые из них: l сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информи- рование) руководства, дежурных и аварий- ных служб объекта защиты; l организация спасения людей с использовани- ем для этого имеющихся сил и технических средств; l проверка включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповеще- ния людей о пожаре, пожаротушения, проти- водымной защиты). Для того чтобы узнать о пожаре, дежурному в соответствии с п. 7 ст. 83 Федерального зако- на 123-ФЗ достаточно увидеть на размещенном у него в помещении дежурного персонала дополнительном приемно-контрольном прибо- ре обобщенный сигнал о пожаре от СПС, смон- тированных в здании или в зданиях. И не нужно ему иметь более детальную информацию. А дальше все еще проще: телефон 112 с сообщением о пожаре по такому-то адресу. Для этого нет необходимости иметь какие-либо спе- циальные навыки. Тут уже начинается эвакуация людей из горящего здания. По всем требова- ниям действующих документов оповещение людей о пожаре должно происходить автома- тически по сигналам от СОУЭ, запускаемой в автоматическом режиме по командам от СПС. Почему-то все уверены в том, что тут как из-под земли должен появиться обученный и всячески подготовленный специалист с дикторским голо- сом и через аварийный микрофон начать руко- водить потоками эвакуируемых людей так, чтобы эти потоки не пересекались, не создавали каких-либо кучностей и все быстренько могли покинуть здание. Нет, в соответствии с дей- ствующим сводом правил СП 3.13130.2009 это вовсе и не требуется. Читаем п. 3.3: "В СОУЭ 3–5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения". Что такое "отдельные зоны оповещения", остается только догадываться. Но тут же идет следующее требо- вание: "3.5. Управление СОУЭ должно осу- ществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального поме- щения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям". А вот тут уже могут начаться трудности. Полу- чается, что обученный и подготовленный спе- циалист, который здесь внезапно оказался, для отдельных зон оповещения должен вещать что- то очень умное и соответствующее складываю- щейся ситуации именно из помещения пожар- ного поста. Вот ведь молодец какой, очень даже вовремя появился в нужном месте. А если там оказался какой-то обычный дежурный, ничему не наученный, не умеющий связать двух слов? Так ведь и этого будет мало. Надо очень хорошо знать архитектуру зданий, со всеми эвакуа- ционными выходами, их пропускной способ- ностью и наличием гарантии, что они обеспечат безопасную эвакуацию людей. Так что лучше всего дежурному персоналу какой-то там ава- рийный микрофон не трогать, до добра это не доведет. Параллельно с этим нельзя забыть про проти- водымную вентиляцию. Кто ею может уметь управлять? В ст. 85 ФЗ № 123 речь идет о каких-то пусковых элементах, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчер- ского персонала. Зато в соответствии со сводом правил СП 7.13130 у нас для этого у дежурного персонала предусмотрен целый "пульт дежур- ной смены (???) диспетчерского персонала". Что это такое – никто в нашей стране не знает, ника- кой нормативный документ нам это не может пояснить, но на нем требуется произвести какие-то очень четкие манипуляции, иначе система противодымной вентиляции своих задач никогда не выполнит. Придется разо- браться, на каком этаже размещен тот или иной дымовой клапан, чтобы открыть только его, какой вентилятор запустить и с каким алгорит- мом, иначе система работать не будет. Потом разобраться с включением подпора воздуха в лестничных клетках и лифтовых шахтах. И здесь уж лучше дежурному персоналу и близ- ко не подходить к такому "пульту дежурной смены", а управление противодымной вентиля- цией доверить автоматике. А после этого приходит время вручную поста- раться с помощью автоматических установок пожаротушения потушить огонь в том или ином помещении. Для этого у дежурного есть некий пульт или блок управления. Смотрим свод пра- вил СП 485.1311500.2020: "9.16.2 Устройства ручного пуска установок должны быть защище- ны от случайного приведения их в действие или механического повреждения. Они должны быть опломбированы, за исключением устройств местного пуска, установленных в помещениях станции пожаротушения, или устройств дистан- ционного пуска пожарных постов". А что, все очень просто: жмешь на кнопку и в помещении включается пожаротушение. Только не надо забывать, что само пожаротушение достаточно опасно для людей, будь то газ, порошок или аэрозоль. Стоит нажать не на ту кнопку, и пожа- ротушение будет проводиться не в том помеще- нии, погибнут люди. Есть автоматический режим пуска, и при правильной эксплуатации технических средств СПА его должно быть более чем достаточно. В конце концов, возле каждого такого помещения есть устройство дис- танционного пуска, по крайней мере перепутать помещения будет трудно. Вот они какие, разноцветные фантазии относи- тельно обученного и всячески подготовленного дежурного персонала объектов в требованиях наших нормативных документов. А реально на объекте может иметься всего лишь ответственный за пожарную безопасность. Для него утвержден целый перечень задач, которые он должен решать, в том числе и свя- занных с контролем за состоянием вверенной ему СПА. Вот он и должен быть хоть чему-то обучен. Откуда абсурдные требования? Все вышеописанное касается только того, что действительно требуют наши нормативные документы. Но у руководителей организаций помимо этого есть еще и свои "хотелки". И вот тут начинается все самое глупое и не совмести- мое с действующими законами и нормами. Например, устно включается в обязанности этого дежурного, чтобы прежде чем куда-то зачем-то звонить, он лично убедился в наличии пожара, иначе будет уволен. Зачем нам тут лишние приезды пожарных расчетов, потом инспекторы проверками замучают… Ничего страшного, сбегает дежурный в соседнее зда- ние, поднимется бегом на 17-й этаж (лифты-то уже опущены вниз и отключены), найдет нуж- ное помещение и убедится своими глазами, что там пожар. Ну а потом так же бегом назад, на пожарный пост, чтобы управлять через аварий- ный микрофон эвакуацией людей, противо- дымной защитой в ручном режиме, а в случае чего и запуском пожаротушения при его нали- чии в том помещении, где что-то горит. Сколько будет потеряно на эту беготню времени – мало кого интересует. А для чего тогда все эти возможности ручного управления предусмотрены? Разработчики сво- дов правил это пишут просто потому, что они сами по большей части не верят, что все эти системы должны и обязаны все отработать в автоматическом режиме. Им ничего более не остается, как попытаться заставить огромное количество людей по всей стране, не причастных по своим служебным обязанностям к пожарной безопасности, изучить основы управления всеми этими техническими средствами в ручном режи- ме. Если не рассматривать всевозможные опера- ции для ручных манипуляций, а вплотную зани- маться текущей эксплуатацией систем пожарной автоматики, то и не надо было бы ничего при- думывать про обученных операторов в помеще- ниях пожарных постов, просто без всяких откло- нений выполнять то, что предусмотрено в ст. 83 ФЗ №123 и в п. 394 ППР. июнь – июль 2024 www.secuteck.ru М ало кто из специалистов нашей отрасли понимает, что такое штат- ная дисциплина в нашей стране, и потому многие убеждены, что в абсо- лютно любой организации можно легко ввести в штатное расписание операторов (диспетчеров) пожарного поста, которые будут специально обучены, подготовлены и круглосуточно находиться в помещении этого пожарного поста

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw