Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 26 объектов можно также определять очередность прохода тележек и многое другое. Программное обеспечение обрабатывает видеопотоки с двух камер, склеивая три кадра для получения полной картины (рис. 5). Это позволяет учитывать положение объектов и корректно идентифицировать дефекты. Экономический эффект Экономический эффект от внедрения системы видеоаналитики для контроля за состоянием палет достигается за счет сокращения аварий- ных простоев обжиговых машин, экономии мазута и электроэнергии. анализ аварийных простоев за 2023 г. показал, что данное внед- рение позволило сократить аварийные простои обжиговых машин на 618 мин. Экономия мазу- та на обжиг окатышей составила 43 260 т, эко- номия электроэнергии на обжиг окатышей – 185 400 квтч. Развитие системы Система успешно введена в промышленную эксплуатацию, ведется активная работа по ее развитию и расширению функциональности. на текущий момент одной из главных дорабо- ток является выявление нового дефекта – про- гиба палеты под воздействием высоких темпе- ратур. Ранее данный дефект можно было опре- делить только в период ремонта палеты в под- рядной организации. выявление прогиба реа- лизовано на обжиговой машине № 2 в рамках пилотного проекта, планируется дальнейшее его расширение на обжиговые машины № 1 и № 3. Прорабатывается также формирование элек- тронного паспорта на каждую из 700 палет. внедрение данной разработки позволит систе- матизировать данные по ремонтам и состоянию парка палет. на данный момент вся документа- ция ведется на бумажных носителях и обраба- тывать ее невозможно. Контроль усталости водителя Предпосылками к старту проекта явилось то, что усталость и отвлечение водителя являются одними из наиболее распространенных причин аварий карьерной техники. Система обеспечи- вает непрерывный мониторинг физического состояния и действий водителя, минимизируя риски человеческого фактора и способствуя предотвращению аварий и простоев. Пользова- тельский интерфейс реализован в MES-системе "КлиентПРО" (рис. 6). Техническое решение Схема технического решения системы видео- аналитики для контроля действий водителя представлена на рис. 7. Основные компоненты системы видеонаблюде- ния для контроля действий водителя транспорт- ного средства: l промышленный ПК с вычислительным моду- лем Jetson; l IP-видеокамеры с высоким разрешением и иК-подсветкой; l сервер баз данных MSSQL; l веб-сервер хранения изображения и видео; l пользовательский интерфейс, реализованный в MES-системе "КлиентПРО"; l терминал вывода сообщений системы дис- петчеризации "модулар-PTX". Сервис работает на вычислительном модуле Jetson. источником данных для моделей машинного зрения является видеопоток с каме- ры, установленной в кабине автосамосвала. на сегодняшний день системой видеонаблюдения оборудовано 50 единиц техники. в процессе работы с помощью алгоритмов ком- пьютерного зрения происходит анализ видео- потока с IP-видеокамеры. метаданные анализа отправляются в сервер Бд, на котором реализо- вана основная бизнес-логика определения событий/нарушений. для обнаружения отвлечения или засыпания водителя определяются ключевые точки лица. модель выводит оценку 478 трехмерных ори- ентиров лица. Она интегрирована с системой диспетчеризации "модулар" и с MES-системой "КлиентПРО". Оповещение пользователей осуществляется по разным каналам связи: СмС, e-mail, системе диспетчеризации "модулар", пользовательско- му интерфейсу, реализованному в MES "Клиент- ПРО". для каждого пользователя, для каждого события есть возможность индивидуально настроить алгоритм оповещений, со своей частотой и логикой. например, для водителей оповещение осу- ществляется через терминал "модулар". При выявлении события/нарушения через терминал подается громкий звуковой сигнал для при- влечения внимания водителя, а на монитор тер- минала выводится два сообщения: одно в бегу- щую строку, другое по центру экрана. для закрытия сообщения водителю необходимо нажать на него. Один из основных инструментов – это инстру- мент для работы с уведомлениями. в нем ответ- ственные лица обрабатывают создаваемые события. Детектируемые события и уникальные технические решения на сегодняшний день сервис способен распо- знавать такие события, как нахождение водите- ля без пристегнутого ремня безопасности, отвлечение внимания, нарушение позиции июнь – июль 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь и авТОмаТизаЦия ПРОмышлЕнных ПРОизвОдСТв Рис. 6. Пользовательский интерфейс системы контроля действий водителя Рис. 7. Схема технического решения системы видеоаналитики для контроля действия водителя С истема обеспечивает непрерывный мониторинг физического состоя- ния и действий водителя, минимизируя риски человеческого фактора и способствуя предотвращению аварий и простоев.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw