Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025
У грозы от беспилотных воздушных судов (далее – БВС) постоянно возрастают, только их перечисление составит десяток пунктов. Назовем наиболее явные из них. Условно эти угрозы можно разделить на возни- кающие непосредственно на линии боевого соприкосновения (далее – ЛБС) и на возникаю- щие в глубоком тылу (причем многие из этих угроз могут быть общими для обоих случаев). Угрозы на ЛБС Выделим основные угрозы от БВС на линии боевого соприкосновения: l ведение оперативной оптической/теплови- зионной разведки; l ведение радиотехнической разведки; l корректировка результатов попаданий мино- метов и артиллерии по целям в реальный момент времени; l доразведка результатов обстрелов целей раз- личными средствами поражений; l атака дронов-камикадзе (в первую очередь FPV-дронов) на технику, личный состав и раз- личные объекты; l осуществление засадных действий (нахожде- ние БВС на земле на территории противника в ожидании цели); l дистанционное минирование территории и дорог, в том числе непосредственно перед пере- мещением боевой техники и личного состава; l осуществление сброса химических/биологи- ческих реагентов с различными поражающи- ми возможностями; l атака БВС противника и летательных аппара- тов различных классов; l постановка дымовых завес; l истощение запасов ракет комплексов ПВО; l отвлечение сил и средств (в первую очередь сил ПВО) путем демонстрационных действий; l ведение психологических и провокационных действий путем сброса листовок, имитацион- ных атак и т.д. Угрозы для тыловых объектов Основными угрозами для тыловых объектов являются: l атака объектов ВПК и критической инфра- структуры путем ударов дронов-камикадзе и сбросов боеприпасов на цель; l применение зажигательных, химических, биологических средств для создания экологи- ческих проблем; l нарушение полетов гражданской авиации и средств радиовещания, связи и сотовых сетей путем проведения постоянных налетов (отключение Интернета и включение средств РЭБ при налетах). Тактика применения БВС При этом постоянно меняется тактика примене- ния БВС, перед массовыми налетами исполь- зуются пробные налеты для оценки эффектив- ности комплексов ПВО, маршрутов пролета, вскрытия методов и тактики поражения БВС. При планировании тактики атаки и маршрутов пролетов БВС используются все доступные раз- ведданные – космической разведки, техниче- ской, агентурной и т.д. В технической части можно отметить приме- нение в БВС следующих технологий: средств машинного зрения, ней- росетей для обработки видеоданных. Исполь- зуются также нейропо- добные процессоры, спутниковая связь, поме- хозащищенные глобаль- ные навигационные системы, микрогироско- пы и акселераторы для осуществления автоном- ного полета, осуществ- ляются полеты с применением различных меток (оптических, инфракрасных, радиометок) для корректировки ухода инерциальных систем БВС. Для связи и управления БВС используются про- граммируемая перестройка частоты (ППРЧ), шумоподобные сигналы (ШПС), направленные антенны и фазированные антенные решетки. В настоящее время идет совершенствование и методики прорыва БВС к объекту, в первую очередь это: l уход на высоты полетов выше зоны достигае- мости стрелковым оружием (до 5–6 тыс. м); l полет на предельно малых высотах с облетом препятствий (см. рис. 1); l использование турбореактивных двигателей для увеличения скорости атаки на объект (см. рис. 2). Индивидуальные стрелковые средства поражения БВС Основные направления поражения БВС с помо- щью индивидуального стрелкового вооружения представлены на рис. 3. июнь – июль 2025 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 50 Алексей Михайлов Научный сотрудник ОРИРиПО ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Рис. 1. Полет БВС в условиях редколесья с использованием датчиков препятствия Рис. 2. Внешний вид украинского БВС UJ-23 Topaz Таблица. Основные технические характеристики украинского БВС UJ-23 Topaz Вызовы и угрозы от беспилотных воздушных судов и перспективные средства противодействия этим угрозам В данной статье рассмотрим, какие угрозы несут беспилотные воздушные суда на линии боевого столкновения и в тылу, а также существующие средства поражения этих судов, разработанные как российскими, так и зарубежными компаниями. Параметр Значение Радиус управляемого полета 100 км Крейсерская скорость 600 км/ч Максимальная скорость 800 км/ч Высота полета максимальная 6 000 м Высота полета минимальная 50 м Масса полезной нагрузки до 10 кг Рис. 3. Индивидуальные стрелковые средства поражения БВС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw