Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 56 июнь – июль 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ АдРЕСНыЕ СИСТЕМы ПОжАРНОй СИГНАлИЗАЦИИ Матвей Землемеров, АРМО-Системы После вступления в силу Изменения № 1 к СП 484.1311500.2020 изменится список зда- ний и сооружений и их характеристик (пло- щадь, этажность и т.п.), в которых требуется установка адресных СПС. Таким образом, полу- чаем очевидное принудительное увеличение спроса на рынке адресных систем. Максим Горяченков, НВП "Болид" В 2021 г. СП 484.1311500.2020 (далее – СП 484) серьезно изменил подходы к построе- нию систем пожарной автоматики из-за появле- ния требований к надежности линий связи. В Изменении № 1 СП 484 нет столь радикаль- ных нововведений, относящихся к системам пожарной сигнализации (СПС). Однако требо- вания к надежности линий связи СПС были дополнительно ужесточены: теперь при единич- ной неисправности можно потерять не 32, а 24 автоматических пожарных извещателя (ИП) или только один ручной (ИПР). Таким образом, число изоляторов короткого замыка- ния (ИКЗ) в адресных кольцевых линиях увели- чится и вопрос об их максимальном количестве в линиях станет еще более актуальным. Идеаль- ной для проектировщика и заказчика будет система, не имеющая ограничений на количе- ство ИКЗ в адресной линии. Или, если эти ограничения все-таки есть, стоимость увеличе- ния количества адресных линий окажется минимальной. При этом большая протяженность линии или количество адресных устройств, которые можно в нее включить, уже не являются преимущества- ми при ограниченном количестве ИКЗ. В новой редакции СП 484 также были уже- сточены положения приложения А, которое прямо запрещало использование неадресных систем на ряде объектов. В два раза было уменьшено число неадресных ИП, которые можно использовать в адресных СПС: было не более 10%, стало не более 5%. Уменьшилась также максимальная площадь объектов, на которых допустимо устанавливать неадресные СПС. Например, для дошкольных образователь- ных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (Ф1.1) площадь была уменьшена с 3 тыс. до 1,5 тыс. кв. м, а для гостиниц и общежитий (Ф1.2) с 3,5 тыс. до 2 тыс. кв. м и т.д. Таким образом, число адресных систем и ИКЗ в них будет увеличиваться. Еще одним ужесточением стало положение о необходимости обязательного резервирова- ния сигналов автоматического управления от СПС к СОУЭ. Поэтому в выигрышном положе- нии окажутся СПС и СОУЭ, интегрированные на уровне общих цифровых каналов связи: по одной кольцевой или резервированной линии можно будет передавать сигналы управления большого количества зон СОУЭ. Владимир Осипов, 3С ГРУПП ПРОЕКТ Изменение № 1 к СП 484.1311500.2020, вхо- дящее в силу в сентябре 2025 г., может оказать значительное влияние на рынок адресных систем пожарной сигнализации. Рассмотрим несколько ключевых аспектов: 1. Ужесточение требований к безопасности. 1.1. Повышение стандартов. Вероятное уже- сточение требований к системам безопасности приведет к необходимости обновления суще- ствующих решений, что создаст спрос на более современные и надежные адресные системы. 1.2. Сертификация и соответствие. Производи- телям придется инвестировать в сертификацию своих продуктов, что может повлиять на их стоимость и на цены для конечных потребите- лей. 2. Интеграция нового оборудования. 2.1. Модернизация существующих систем. Ком- пании, использующие устаревшие системы, могут столкнуться с необходимостью их модер- низации для соответствия новым стандартам, что создаст рынок для новых технологий. 2.2. Переход на адресные системы. Если изме- нения предполагают необходимость примене- ния адресных систем вместо традиционных, это будет способствовать вытеснению старых тех- нологий и росту спроса на адресные решения. 3. Технологические инновации. 3.1. Развитие IoT- и смарт-технологий. Измене- ния могут поощрять внедрение инновационных технологий, таких как Интернет вещей (IoT), что приведет к созданию более интеллектуальных систем, интегрирующихся с другими системами безопасности. 3.2. Совместимость и интеграция. Увеличение требований к совместимости оборудования может привести к необходимости разработки новых интерфейсов и протоколов, что потребу- ет от производителей дополнительных инвести- ций. 4. Участие новых игроков на рынке. 4.1. Появление стартапов и новых компаний. Ужесточение требований и внедрение новых стандартов может создать возможности для новых компаний, предлагающих инновацион- ные решения или специализированные продук- ты, которые смогут соответствовать изменив- шимся требованиям. 4.2. Конкуренция и инновации. В условиях повышения требований к качеству и надежно- сти возникнет необходимость более активно конкурировать на рынке, что может стать ката- лизатором для инноваций. 5. Обучение и поддержка пользователей. 5.1. Необходимость переподготовки. С новыми стандартами может возникнуть необходимость обучения сотрудников, что создаст рынок для образовательных программ и консультацион- ных услуг. 5.2. Техническая поддержка. Производители и дистрибьюторы будут вынуждены уделять больше внимания поддержке клиентов в про- цессе перехода на новые системы. Таким образом, Изменение № 1 к своду правил СП 484.1311500.2020 окажет многоплановое влияние на рынок адресных систем пожарной сигнализации. Ожидается, что это вызовет не только необходимость технологической модер- низации и повышения стандартов качества, но и открытие новых возможностей для игроков на рынке, стимулируя инновации и улучшение обслуживания клиентов. Изменения должны способствовать повышению уровня безопасно- сти и эффективности систем пожарной сигна- лизации. Михаил Левчук, АРГУС-СПЕКТР Весь прогресс нашей цивилизации основан на двух вещах – любопытстве и лени. Те, кому любопытно, придумывают что-то, позволяющее другим делать меньше и быстрее, получая тот же, а может, и лучший результат. К чему это я? Наличие информации о запыленности, задым- ленности, месте возникновения неисправности с точностью до извещателя и так далее позво- ляет гораздо быстрее и проще обслуживать систему, уменьшать время нахождения техни- ков на объекте. А если есть облачный сервис с удаленным контролем, то и уменьшить количе- ство их приездов вовсе. Что касается наличия информации о срабатывании с точностью до извещателя, то что бы вы предпочли, оказав- шись, не дай Бог, в зоне задымления? Чтобы пожарные точно знали, где находится дым, или чтобы они знали, что дым находится в зоне, общая площадь которой не превышает 2 тыс. кв. м и объединяет не более пяти смежных помещений? Это один из вариантов деления объекта на зоны контроля системы пожарной сигнализации из новой редакции. Мне кажется, что первое предпочтительнее. Матвей Землемеров, АРМО-Системы Минимальный объем данных, передаваемых между компонентами адресных систем, а также минимальный объем данных, отображаемый на пожарном посту (диспетчерской, централи- зованный пост наблюдения и т.п.), должны быть регламентированы нормативными документа- ми, и понятие "избыточность" на сегодняшний день является предельно размытым и некон- кретным. На текущий момент СП 484.1311500.2020 по данному вопросу ссылается на ГОСТ Р 53325, входящий в пере- чень нормативных документов в поддержку ТР ЕАЭС 043/2017. При этом ГОСТ Р 53325, рег- ламентирующий требования к приборам при- емно-контрольным и управления пожарным и их компонентам, вступил в силу в 2014 г., а изменения 1, 2, 3 к данному ГОСТу не каса- Бывают ли случаи, когда объем данных, предоставляемых адресными системами (информация с точностью до извещателя и т.п.), оказывается избыточным и почему?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw