Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 62 М ероприятие было организовано компани- ей "Облачные решения" (бренд Okdesk) при поддержке МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, АО НВП "Болид", учебного центра "Такир" и НПО "Бастион". По итогам конференции коллективом органи- заторов и спикеров (членами экспертной груп- пы) была подготовлена декларация, об основ- ных постулатах которой и пойдет далее речь. Проблемы ТОиР систем противопожарной защиты Вопросам технического обслуживания и ремон- та (ТОиР) систем противопожарной защиты (СППЗ) со стороны профессионального сообщества уделяется недостаточно внимания. Специалисты индустрии пожарной безопасно- сти сфокусированы, как правило, на процессах проектирования и монтажа СППЗ. Такое поло- жение обусловлено экономическими причина- ми. Если сравнить бюджеты на проектирование и монтаж СППЗ с затратами на их обслужива- ние, то разница может быть в тысячи раз в пользу монтажа под ключ, что абсолютно непривлекательно для ТОиР. Но, с другой сто- роны, такое положение дел совершенно непри- емлемо для национальных интересов в плане безопасности граждан и защищаемого от пожа- ров имущества. Дело в том, что работоспособность корректно инсталлированной СППЗ начиная с некоторого срока эксплуатации критическим образом зави- сит от качества и полноты выполнения техниче- ского обслуживания и ремонта. Низкий уровень финансирования услуг по ТОиР неизбежно ведет к деградации эксплуатируе- мых систем и их отдельных элементов, а отсут- ствие грамотно поставленного процесса техни- ческого обслуживания приводит к утрате навы- ков правильного использования противопожар- ных систем. Такая ситуация, к сожалению, является типичной для многих объектов на тер- ритории Российской Федерации, в особенности бюджетных. Чтобы наглядно и наиболее ярко продемон- стрировать тяжесть положения, обратимся к "рекордам", зафиксированным на портале госу- дарственных закупок. Здесь имеются прецеден- ты завершившихся торгов, в которых на обслу- живание одного пожарного извещателя прихо- дился один рубль (!) в месяц. Совершенно оче- видно, что при таком ценообразовании реаль- ных работ на объекте проводиться не будет. Эта проблема требует безотлагательного решения. Кто виноват? Далеко не все зависит от регуляторов в лице МЧС России и ФАС: такая ситуация сложи- лась во многом вследствие действий или без- действия профессионалов и коллективных участников рынка пожарной безопасности. Вопреки заблуждениям, виной всему не только аукционная процедура, которая часто приводит к падению цены обслуживания до суммы, за которую фактически невозможно проводить работы в соответствии с регламен- тами, соответствующими нормативным доку- ментам 1 , и инструкциями производителей оборудования. Именно потенциальные исполнители роняют цену на аукционной площадке, прекрасно понимая, что за эти деньги можно разве что заполнить журнал эксплуатации СППЗ. Не стоит также забывать заказчиков, с молчали- вого согласия которых происходит все выше- описанное. Мотивация заказчика снижается еще и потому, что сами по себе СППЗ не приносят добавлен- ной ценности, которая могла бы как-то помочь в рамках основного вида деятельности органи- зации. Техническое содержание средств без- опасности руководители предприятий относят не к средствам производства, а к хозяйству – расходной части, и экономят на нем, не заду- мываясь, к каким катастрофическим послед- ствиям может привести такое отношение, от репутационных рисков, штрафов, утраты мате- риальных ценностей до человеческих жертв и уголовной ответственности. К сожалению, только крупные резонансные пожары заставляют вспомнить, что требования пожарной безопасности не праздны и обяза- тельны к исполнению. Стоит отметить, что проблема ТОиР актуальна не только для индустрии пожарной безопасно- сти. Подобные прецеденты нередко встречают- ся при работе с электрооборудованием, обору- дованием ОВиК 2 , лифтами и многим другим оборудованием. Скорее всего, не будет ошиб- кой заявить, что во всех сферах, где практикует- ся сервисное обслуживание технических средств и систем, не являющихся основным средством производства, пренебрежение вопросами ТОиР присутствует в той или иной степени. Что делать? Руководителю организации необходимо при- нять тот факт, что именно на нем в первую оче- редь лежит ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта 3 , в том числе: l организация ремонта, технического обслужи- вания и эксплуатации средств пожарной без- опасности; l обеспечение их исправного состояния с соблюдением всех проектных решений, утвержденных регламентов технического обслуживания (ТО); l хранение всей проектной, исполнительной и эксплуатационной документации 4 . Такая ответственность предполагает реальные специализированные знания в предметной области. Для решения этой задачи допускается выделение профильного специалиста(-ов). Однако это не снимает c руководителя ответ- ственности за несоблюдение противопожарных норм. Найм специализированной обслуживаю- щей организации, которая будет заниматься ТОиР СППЗ, аналогично не предполагает пере- дачи ответственности. В этой сфере делегировать возможно только задачи, а ответственность можно разделить. И главное: мало "отвечать", надо реально обес- печивать. июнь – июль 2025 www.secuteck.ru Игорь Кудинов Руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграций компании "Облачные решения" Организация процессов ТОиР систем противопожарной защиты В феврале 2025 г. состоялась конференция, посвященная вопросам технического обслуживания и ремонта, а также проведения комплексных испытаний на работо- способность систем противопожарной защиты (СППЗ). По результатам конферен- ции был сформулирован и направлен в МЧС России ряд предложений, направлен- ных на повышение уровня обслуживания СППЗ на социальных объектах, создание условий перехода на электронное ведение журнала эксплуатации, повышение информированности представителей заказчика о СППЗ, а также об их правах и обя- занностях во взаимоотношениях с обслуживающей организацией. Расскажем об этом подробнее. 1 Организаторы конференции направили в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России предложения по организации дополнительных проверок работы сервисных компаний на предмет фактически совершенных работ, цена контракта которых меньше расчетных трудозатрат в соответствии с регламентом ТО, умноженных на региональный МРОТ. 2 ОВиК – отопление, вентиляция и кондиционирование. 3 В соответствии со ст. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ". 4 Приказ Росстандарта от 13.02.2023 № 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw