Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 63 Обучение персонала и трансляция культуры производства В сфере ТОиР СППЗ никогда не должен прекра- щаться процесс образования. Вносятся измене- ния в нормативно-правовые документы, растет ассортимент и уровень сложности эксплуатируе- мого оборудования. Эти изменения нужно либо отслеживать самостоятельно, либо обращаться за знаниями в специализированные обучающие центры. Важно помнить, что для любой органи- зации характерен приход новых молодых спе- циалистов, образованию которых необходимо уделять самое пристальное внимание. Кроме базового образования и прикладных знаний и навыков, требуется также трансляция отрасле- вой и корпоративной культуры, позволяющей сформировать навыки эффективного взаимо- действия с коллегами, клиентами, смежниками. К сожалению, в отрасли пожарной безопасности многие привыкли получать не знания, а "корочки". Эта пагубная привычка наносит двойной ущерб: впустую тратятся время преподавателей и деньги работодателя на нерадивого сотрудника, а его невежество в вопросах пожарной безопасности может иметь далеко идущие негативные послед- ствия. Это касается как сотрудников сервисных организаций, так и эксплуатирующих сторон. Задача обучения сотрудников нетривиальная, но это точно не является поводом ее игнорирования. Руководителям и обслуживающей, и эксплуати- рующей организации необходимо подключать человеческий ресурс (поговорить, донести важ- ность проводимых мероприятий до профильных замов, ответственных за пожарную безопасность, и сотрудников в целом), административный ресурс (приказы, директивы с санкциями за невы- полнение), самим быть реально вовлеченными в процессы обеспечения пожарной безопасности. Здесь мы должны отметить, что использование систем класса help desk для управления ТОиР позволяет транслировать культуру производ- ства, устанавливаемую обученным менеджмен- том заказчика и исполнителя, на существенно большее количество работников, вовлеченных в процесс. Это происходит как за счет типовых настроенных процедур, так и благодаря дистан- ционному взаимодействию лиц, контролирую- щих качество процесса, с рядовыми исполните- лями. Таким образом, повышение квалифика- ции одного работника существенно сказывается на качестве работы многих других. Договорные отношения Чаще всего для проведения работ по ТОиР СППЗ на объекте прибегают к услугам специа- лизированной обслуживающей организации, обладающей необходимыми лицензиями, зна- ниями, опытом и компетенциями. С такой орга- низацией заключается договор, в котором обя- зательно должна содержаться информация по следующим пунктам: 1. Объект обслуживания (здания, сооружения, иногда отдельные помещения) и состав обслу- живаемых технических средств – конечный перечень СППЗ, в отношении которых будут проводиться работы по ТОиР. 2. Состав и периодичность регламентных работ по каждому виду технических средств. Это перечень конкретных действий, которые будут предприниматься стороной-исполнителем в течение периода действия договора. 3. Порядок взаимодействия сторон и пара- метры услуг. Состав инсталлированного обо- рудования СППЗ в идеале должен соответ- ствовать исполнительным чертежам про- ектной (рабочей) документации (далее – ПД), но подлежит обязательной проверке путем первичного обследования. По его результатам устанавливается достаточность имеющейся на объекте документации и вза- имные обязательства сторон, связанные с выявленными несоответствиями при их наличии. С учетом возникших изменений в действующих нормах предметом особого внимания должно быть наличие программы комплексных испытаний, которая должна быть разработана на основе ПД. В числе приложений к договору должны быть утвержденные графики ТО, или же они разра- батываются и утверждаются сторонами в доста- точно короткий срок с момента заключения договора на основании ведомостей эксплуати- руемого оборудования и регламентов обслужи- вания каждого его типа (или однородной с позиции состава регламентов группы). Договор или приложения к нему должны уста- навливать уровни сервиса – сроки устранения неисправностей в отношении каждой системы, а возможно, и отдельных фрагментов систем с учетом их важности и опасности, но не хуже, чем установлено обязательными нормативами. Контроль соответствия уровням сервиса для раз- ных объектов можно поручить системе help desk. Взаимодействие сторон Между заказчиком и исполнителем предпола- гается огромное разнообразие взаимодей- ствий, и чем лучше они будут описаны в дого- воре и организованы на практике, тем ком- фортнее будет проходить предстоящая совмест- ная работа. Особенно это важно для больших объектов с широким разнообразием основных технологических процессов, наличием режим- ных помещений с ограниченным доступом, раз- ных юридических лиц, например арендаторов. Важно установить, по каким каналам и посред- ством каких лиц будет осуществляться связь в случае возникновения неисправности, с кем будут согласовываться визиты специалистов обслуживающей организации, кто их будет сопровождать во время проведения работ и т.д. Важнейшей задачей является синхронизация свя- занных цепочек событий, в которых участвует много лиц. Например, сдвиг даты комплексных испытаний СППЗ может потребовать изменения графика работ нескольких обслуживающих орга- низаций, сотрудников разных подразделений заказчика и третьих лиц, для чего понадобятся множественные уведомления и согласования. Без должной подготовки и организации взаимо- действия между вовлеченными сотрудниками заинтересованных организаций могут возникать разного рода конфликты, которые достаточно сложно уладить даже при конструктивном настрое участников. На практике это означает соз- дание прозрачных, понятных условий взаимодей- ствия. Для этих целей можно использовать спе- циализированное программное обеспечение – системы класса help desk, которые позволяют вести цифровые паспорта СППЗ со всей необхо- димой информацией для эксплуатации и обслу- живания, создавать графики регламентных работ, фиксировать неисправности и ложные срабаты- вания, автоматически назначать заявки на испол- нителей, вести журналы эксплуатации СППЗ в электронном виде 5 , контролировать сроки, качество и полноту проводимых работ, обеспечи- вать многостороннее онлайн-согласование и документирование необходимых решений. Работа в таких условиях минимизирует возмож- ность сокрытия какой-либо информации между представителями разных сторон, что позволит объективно воспринимать ход работ и состоя- ние эксплуатируемых СППЗ, а также выстраи- вать доверительные отношения. Взаимное недоверие участников процесса при- водит к неоправданным затратам сторон на интерпретацию своей деятельности в выгодном свете и компрометирование партнера. В такой ситуации, скорее всего, основным "потерпев- шим" окажется результат – полнота и качество проводимых работ и, как следствие, работоспо- собность СППЗ и реальная пожарная безопас- ность объекта. Организации эффективного ТОиР СППЗ Эталонная верхнеуровневая модель организа- ции взаимоотношений между заказчиком и обслуживающей организацией может выгля- деть следующим образом: 1. Наличие договора с понятными и прозрачны- ми условиями, с которыми согласны обе сторо- ны. В первую очередь это цена и набор оказы- ваемых услуг. 2. Цифровая среда взаимодействия представи- телей заинтересованных сторон, которая в том числе обеспечивает фиксацию истории проделанных работ, всех взаимоотношений для информированности заинтересованных лиц и обеспечения преемственности на любом этапе жизненного цикла СППЗ. 3. Максимальная автоматизация постановки и контроля типовых и рутинных задач: ведение журнала эксплуатации СППЗ в электронном виде, циклически воспроизводимый график регламентных работ, чек-лист к каждой заявке с типовыми технологическими процессами, контроль сроков, контроль количества ложных срабатываний посредством интеграции обслу- живаемых систем с help desk, автоматизирован- ное создание документов по результатам про- деланных работ (актов, дефектных ведомостей, спецификации расходных материалов и т.д.). 4. Обеспечение полноты, качества оказываемых услуг в соответствии с действующими обяза- тельными нормами согласно приказу Росстан- дарта от 13.02.2023 № 318. n www.secuteck.ru июнь – июль 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 5 Организаторы конференции направили в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России предложения по внесению изменений в национальные стандарты по СППЗ в части технического обслуживания, ремонта и проведения испытаний на работоспособность.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw