Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 74 О дним из ключевых элементов обеспечения безопасности является оснащение транс- портных средств современными системами видеонаблюдения и видеозаписи. Такие систе- мы не только повышают прозрачность и конт- роль на каждом этапе поездки, но и укрепляют доверие пассажиров, защищая их интересы и создавая безопасную среду. Законодательная база и нормативные требования Вопросы транспортной безопасности и оснаще- ния транспортных средств системами видеона- блюдения регулируются рядом актов и законов, формирующих необходимую систему норма- тивного регулирования: l Федеральный закон № 16-ФЗ "О транспорт- ной безопасности". l Постановление Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопас- ности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспорт- ной безопасности". l Постановление Правительства РФ № 1640 от 08.10.2020 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транс- порта и городского наземного электрического транспорта". l Международные стандарты и нормативы. l Кодексы и нормативные акты регионального уровня. Обязательному оснащению системами видео- наблюдения подлежат следующие категории транспортных средств и объектов: 1. Городской и междугородный пассажирский транспорт: автобусы, маршрутные такси, трам- ваи и троллейбусы, осуществляющие регуляр- ные перевозки или по заказу, с массой до 5 т (категория M2) и более 5 т (категория M3). 2. Транспортные средства, перевозящие опас- ные грузы: грузовые автомобили, соответствую- щие категориям N1 (до 3,5 т), N2 (до 12 т) и N3 (более 12 т), при условии перевозки опас- ных веществ. 3. Государственный и муниципальный транс- порт. 4. Морской и речной транспорт: суда, используемые в целях торгового мореплава- ния, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, судов, используемых для санитарного, каран- тинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, кото- рые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавли- ваются в соответствии со ст. 12.3 Федераль- ного закона "О транспортной безопасности"; суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключе- нием маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) перевоз- ки грузов повышенной опасности, допускае- мых к перевозке транспортными средствами внутреннего водного транспорта при наличии направленного в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее террито- риальный орган уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности (за исключением перевозки, предназначенной для удовлетворения особо важных государст- венных и оборонных нужд) в порядке, уста- новленном в соответствии с ч. 13 ст. 12.3 Федерального закона "О транспортной без- опасности". Административная ответственность За нарушение правил транспортной безопасно- сти, а также за несоблюдение требований по оснащению транспортных средств системами видеонаблюдения предусмотрены строгие административные санкции: l ст. 11.15.1 КоАП РФ – нарушение требований в области транспортной безопасности: для юридических лиц штраф может достигать 50 000 руб. и выше, для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.; l ст. 12.21.2 КоАП РФ – нарушение правил пере- возки опасных грузов: штрафы для юридиче- ских лиц могут превышать 100 000 руб., для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб.; l ст. 12.31.1 КоАП РФ – нарушение требований по обеспечению безопасности перевозок пас- сажиров, багажа и грузов: штрафы для юриди- ческих лиц достигают 100 000 руб. и более, для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб. Система видеонаблюдения на примере городского автобуса В соответствии с постановлением Правитель- ства РФ от 08.10.2020 № 1640 требуется оснастить транспортное средство техниче- скими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), в месте (местах) раз- мещения груза (рис. 1). Разработка комплек- са видеонаблюдения включает решение нескольких стандартных задач, каждая из которых играет важную роль в обеспечении безопасности. Фиксация входящих лиц Камеры, расположенные у входных групп, позволяют распознавать пассажиров при посадке и высадке. Это важно для расследо- вания инцидентов и контроля порядка внутри салона. Камеры должны быть компактными, защищенными от вибраций и оснащенными функциями снижения засветки (BLC, HLC, WDR 120 дБ), поскольку наличие большого количества окон создает сложные условия эксплуатации. Контроль салона Для мониторинга ситуации внутри салона достаточно двух камер, установленных по его концам. Они помогают зафиксировать про- исшествия и служат доказательной базой при необходимости. Контроль дорожной обстановки Внешние камеры обеспечивают безопасность маршрута. Обычно устанавливаются две каме- ры внутри салона (направленная вперед) и сна- ружи (сзади автобуса) – для фиксации дорож- ной ситуации и возможных инцидентов. В каби- не водителя также может быть размещена камера для контроля его работы. июнь – июль 2025 www.secuteck.ru Рис. 1. Размещение компонентов ТСОН в городском автобусе Охранное видеонаблюдение на транспорте от компании "Болид" В условиях постоянного роста внутригородских и междугородных перевозок без- опасность пассажиров и эффективность работы транспортных предприятий выходят на первый план.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw