Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 82 С пецифика банковского сектора требует осо- бого подхода к проектированию и интегра- ции таких решений, учитывающего не только технические, но и организационные, норматив- ные и инфраструктурные аспекты. Специфика банковской инфраструктуры и требования к видеонаблюдению Банк – это крупная распределенная структура, напоминающая по своей организации розничную сеть. В ней есть головной офис, региональные представительства и многочисленные отделения, которые требуют единой системы видеонаблю- дения. Особенность работы с банками заключа- ется в строгих требованиях: использование толь- ко отечественного программного обеспечения (ПО) и оборудования из реестра Минпромторга, а также работа в закрытом контуре без сторонних зарубежных компонентов или библиотек. Кроме того, каналы связи с отдаленными отде- лениями часто ограничены пропускной способ- ностью, что создает дополнительные сложности при организации централизованного видеомо- ниторинга и передачи данных. Два контура видеонаблюдения: охранный и технологический В банковской системе видеонаблюдение выполняет две ключевые функции, реализуе- мые через охранный и технологический контур. Охранный контур Охранный контур, который сейчас именуется комплексной системой безопасности, обес- печивает автоматизацию работы службы без- опасности. Системы, входящие в охранный контур: 1. Система контроля и управления доступом (СКУД) – ограничивает и учитывает доступ сотрудников и посетителей в различные зоны банка, включая хранилища и серверные. 2. Охранная сигнализация (система охраны периметра и помещений) – датчики движения, открытия дверей и окон, вибрационные и аку- стические датчики, реагирующие на попытки взлома или проникновения. 3. Видеонаблюдение (CCTV) – камеры, обес- печивающие постоянный визуальный контроль за помещениями, кассами, входами и периметром. 4. Система видеоаналитики – анализ видеопо- тока для выявления подозрительного поведе- ния, контроля очередей, обнаружения остав- ленных предметов. 5. Система оповещения и тревожной сигнали- зации – кнопки экстренного вызова охраны, автоматическое уведомление службы безопас- ности и правоохранительных органов при инци- дентах. 6. Система контроля и учета времени пребыва- ния – мониторинг присутствия сотрудников и посетителей в охраняемых зонах. 7. Системы защиты информационных ресур- сов – охрана серверных, шифрование данных, контроль доступа к информационным систе- мам. 8. Физические средства защиты – сейфы, бан- ковские хранилища, бронированные двери и окна. Охранный контур отвечает за предотвращение преступлений (кражи, мошенничество, ванда- лизм), своевременное выявление угрозы и обеспечение безопасности персонала и кли- ентов банка, быструю реакцию на инциденты, контроль доступа в защищенные зоны, ведение аудита и расследование инцидентов. Технологический контур Технологический контур связан с внутренними процессами банка. Это: l видеоконтроль операций с денежными сред- ствами в кассовых узлах и банкоматах; l контроль соблюдения регламентов работы персонала; l анализ поведения клиентов для повышения качества обслуживания; l выявление ошибок и нарушений технологи- ческих процессов. Для банков сегмент службы безопасности зача- стую тесно связан с технологическими процес- сами, которые присутствуют в зоне работы опе- раторов. Фактически для банка технологиче- ский процесс – это оборот денег внутри, а видеоаналитика позволяет обеспечить их сохранность. Какие системы могут относиться к технологиче- скому контуру? 1. Видеоаналитика операций с денежными средствами – контроль кассовых операций, банкоматов, депозитных автоматов. 2. Системы контроля соблюдения регламентов работы персонала – например, проверка пра- вильности оформления документов, соблюде- ния процедур. 3. Аналитика поведения клиентов для улучше- ния качества обслуживания и оптимизации процессов. 4. Интеграция с банковскими информационны- ми системами для сопоставления видео с тран- закционными данными. июнь – июль 2025 www.secuteck.ru Владимир Калашников Эксперт компании HeadPoint Единая платформа цифровизации Особенности создания системы умного видеонаблюдения в банках Современные банки – это сложные распределенные структуры, предъявляющие повышенные требования к безопасности и контролю бизнес-процессов. Внедрение систем умного видеонаблюдения становится неотъемлемой частью цифровой транс- формации финансовых учреждений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw