Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 84 июнь – июль 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ВИдЕОНАБлюдЕНИЕ И ВИдЕОАНАлИТИКА В РИТЕйлЕ Евгений Гуменюк Начальник сектора технических средств видеонаблюдения АО НВП "Болид" Антон Горожанкин Менеджер по продукту компании Macroscop Василий Долгов Сооснователь и генеральный директор компании "ВизорЛабс" (входит в ГК Сател) Видеонаблюдение в ритейле: безопасность прежде всего! Мнения экспертов Сегодня мы обсуждаем задачи видеонаблюдения в ритейле. Эксперты НВП "Болид", компаний Macroscop, "ВизорЛабс", "Фирма "Видеоскан", NeuroCore, TRASSIR, "Нейро- метрика", "Московские системы безопасности" и Magnit Tech рассказывают о наи- более востребованных модулях видеоаналитики, новых прорывных технологиях, влия- нии закона № 572-ФЗ и др. Евгений Гуменюк, НВП "Болид" В настоящее время, по моим оценкам, порядка 85% использования видеонаблюдения в ритей- ле все еще приходится на безопасность и около 15% – на маркетинг и бизнес-аналитику. Без- опасность – основа: предотвращение краж, обеспечение безопасности персонала и покупа- телей, расследование инцидентов, мониторинг периметра и критических зон (кассы, склады) – это первичная и обязательная функция. Затраты на безопасность оправданны и легче считаются (снижение потерь). Маркетинг – сегмент, расту- щий по мере удешевления технологий и роста понимания их ценности. Внедрение требует более сложного обоснования, интеграции с торговыми системами, часто связано с вопро- сами обработки персональных данных. Не все сети имеют ресурсы или зрелость для полно- ценного использования маркетинговой анали- тики. Антон Горожанкин, Macroscop Значительная часть задач ритейла, для решения которых сегодня используется видеонаблюде- ние, приходится на безопасность. Сюда входят мониторинг поведения людей, предотвращение или расследование краж и других негативных инцидентов, обеспечение общей безопасности торговых центров/магазинов/складов. По нашей оценке, реальное использование видеонаблюдения для решения маркетинговых задач не превышает 10%. Отмечу также, что последние три-четыре года ввиду сокращения инвестиционных программ наблюдалось снижение интереса ритейла к видеоаналитике и еще большая приоритиза- ция решения вопросов безопасности перед маркетингом. Сегодня доля использования видеосистем для повышения продаж и сниже- ния издержек вновь идет в рост и бизнес- видеоаналитика возвращается на объекты торговли. Василий Долгов, ВизорЛабс В России до 80–90% проектов в ритейле связа- ны с задачами обеспечения безопасности, а доля аналитики, ориентированной на марке- тинг, составляет не более 10–20%. Причины такого перекоса носят как технологический, так и экономический характер. Инвестиции в видеоаналитику для предотвра- щения хищений или контроля касс самообслу- живания легко оцифровываются, можно под- считать прямые потери от краж и сопоставить их со стоимостью внедрения системы, в то время как аналитика, ориентированная на мар- кетинг, не всегда дает прямой экономический эффект. Как системы видеоаналитики помогают снижать издержки в ритейле: l автоматическое распознавание подозритель- ной активности в зонах с самыми дорогими товарами; l детекторы "пустых рук" на кассах самообслу- живания, выявляющие неоплаченные товары; l анализ шоплифтеров в части повторных визи- тов. Наличие интеллектуального видеонаблюдения само по себе снижает уровень правонаруше- ний. Персонал становится более дисциплини- рованным, а посетители с сомнительными намерениями – осторожнее. Несмотря на огромный потенциал использо- вания видеоаналитики в целях маркетинга, массового внедрения в России пока не наблю- дается. Среди причин можно выделить слож- ность измерения эффекта от внедрения. Труд- но оцифровать напрямую ROI от анализа пото- ков покупателей, тепловых карт и демографи- ческого профиля. При этом полученные результаты – опосредованные и требуют дополнительных интеграций (например, с POS или CRM). Кроме того, распространение технологии идет медленно из-за высоких требований к точности и контексту. Анализ пола, возраста, настроения и интереса к товарам требует качественных Какая доля видеонаблюдения в ритейле приходится на решение задач безопасности, а какая на маркетинг?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw