Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 86 июнь – июль 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ВИДЕОНАбЛюДЕНИЕ И ВИДЕОАНАЛИТИКА В РИТЕйЛЕ Анастасия Бейгул, TRASSIR В текущей структуре ритейла 70–80% видео- наблюдения решает задачи безопасности: предотвращение краж, контроль за соблюде- нием правил хранения, а также другие опера- ционные риски. Остальные 20–30% работают на маркетинг и аналитику – это ответ на гипер- конкуренцию в офлайне. Ритейлеры исполь- зуют видеоаналитику для оптимизации очере- дей, улучшения навигации и повышения кон- версии. Ключевой тренд – конвергенция. В его рамках видеоинфраструктура становится инструментом роста: получаемые с ее помощью данные не только защищают, но и помогают изучать пове- дение покупателей, улучшая клиентский опыт. Это важно для сетей любого размера. Юрий Годына, Нейрометрика Львиная доля систем видеонаблюдения (СВН) решает задачи безопасности, причем на 95% это классические СВН без серьезной видеоана- литики. По нашим оценкам, не более 2% камер в ритейле используются для задач мар- кетинга, охватывая входные зоны и некоторые точки интереса. Остальные – задачи систем безопасности. Причем часто эти контуры даже не пересекаются – и это правильно, так как таким образом получается достичь большего эффекта. Но есть отдельные сегменты (например, сфера быстрого питания), где доля маркетинга может доходить до 5%. Кроме того, в последнее время появляется новое направление задач – анализ общей эффективности бизнеса, и эти задачи уже перекрывают по объему маркетинговую составляющую. К ним, в частности, можно отнести: l контроль нахождения персонала на рабочих местах и учет рабочего времени; l контроль выполнения операций (например, клининга); l оценка эффективности персонала при работе с очередями; l оценка времени обслуживания. Александр Измайлов, Московские системы безопасности Думаю, что 75–80% – безопасность и 20–25% – маркетинг. Основная задача видеонаблюдения – минимизация потерь, поэтому приоритет оста- ется за безопасностью. Маркетинговые функции требуют более сложных и дорогих решений, поэтому их внедрение пока ограниченно. Владимир Улизко, Magnit Tech В первую очередь стоит разделить продукто- вый и непродуктовый ритейл, эффективность применяемых решений будет разная. Зача- стую современные технологии, используемые в непродуктовом ритейле, окупаются быстрее, поэтому то, что "не взлетает" в одном сегменте, может быть с успехом при- менено в другом. Если говорить о продуктовом ритейле, то большую роль играет и формат магазина. Сейчас становятся все более востребованы малые и ультрамалые форматы торговых точек в шаговой доступности от покупателя. Как правило, это небольшие, 150–250 кв. м, магазины с минимально необходимой инфра- структурой для работы (нет серверных, обычные каналы связи, недорогое коммутационное обору- дование и т.п.). Оснащение такого торгового объ- екта дорогостоящим оборудованием экономиче- ски нецелесообразно, так как практически невоз- можно окупить сложные алгоритмы аналитики и построение инфраструктуры для ее работы. В связи с этим, на мой взгляд, объекты продук- тового ритейла целесообразно оснащать обору- дованием для видеонаблюдения с минималь- ными затратами. Однако в то же время необхо- димо предусмотреть, чтобы в случае необходи- мости установленные видеокамеры и видеоре- гистраторы можно было использовать для решения некоторых несложных задач видео- аналитики, таких как: l контроль кассовых операций и аналитика на его основе; l подсчет посетителей; l нахождение покупателей в определенной зоне; l контроль очередей; l для рекламных целей. В связи с вышеописанным на видеоаналитику для маркетинга в малых форматах магазинов приходится не более 10–15% функций систем видеонаблюдения. Евгений Гуменюк, НВП "Болид" 1. Детекция пересечения линии/зоны: контроль доступа в служебные зоны, склады, кассовые зоны; обнаружение проникновения в нерабочее время. 2. Детекция оставленных/унесенных предме- тов: выявление забытых сумок (угроза безопас- ности) или вынос товара или оборудования. 3. Распознавание лиц: поиск лиц из стоп-листов (лиц в розыске, нежелательных посетителей) при условии строгого соблюдения 152-ФЗ и 572-ФЗ. 4. Анализ поведения (тревожного): детекция драк, падений людей, бега, скопления людей в неположенных местах. 5. Подсчет посетителей (вход/выход): оценка загрузки магазина для управления безопас- ностью (оперативное реагирование охраны). Антон Горожанкин, Macroscop К наиболее популярным и эффективным модулям видеоанализа для контроля объ- ектов и обеспечения безопасности я отнесу распознавание автономеров и детектор дыма и огня. Первый широко используется для организации доступа служебного транспорта на территории магазинов и складов, часто в связке с система- ми контроля доступа или шлагбаумами. Второй находит применение преимуще- ственно на складах и в дарксторах благода- ря тому, что может обнаруживать задымлен- ность или возгорание на ранней стадии, оперативно уведомлять об этом сотрудни- ков и снижать риски нанесения ущерба людям и имуществу. Василий Долгов, ВизорЛабс 1. Распознавание нарушителей по базам дан- ных. Система может фиксировать лица посети- телей при входе в торговую точку и в режиме реального времени сравнивать их с базой нежелательных гостей – ранее замеченных в кражах, мошенничестве или агрессивном пове- дении. Уведомления автоматически отправ- ляются охране или менеджеру зала. 2. Контроль касс самообслуживания. Система может анализировать поведение покупателей в зоне кассы, выявляя несоответствия между дей- ствиями людей и пробитыми товарами. 3. Интеграция с POS-данными. Система видео- аналитики синхронизируется с кассовыми дан- ными, позволяя визуально проверить спорные транзакции или несоответствия между проби- тым товаром и действиями кассира. Николай Чура, Фирма "Видеоскан" Как уже отмечалось выше, говорить здесь о без- опасности применительно к ритейлу не совсем строго. Однако автоматическое обнаружение покупателей в служебных отделах магазина, движение их против основного потока посети- телей или неадекватное поведение в проходах или у кассы может служить сигналом тревоги для охраны и вполне может рассматриваться как фактор поддержания безопасности. Использование камер для фиксации и записи изображения лиц входящих покупателей, при Назовите наиболее эффективные в ритейле модули видеоаналитики, которые используются в целях безопасности. О сновная задача видеонаблюдения – минимизация потерь, поэтому приоритет остается за безопасностью. Маркетинговые функции тре- буют более сложных и дорогих решений, поэтому их внедрение пока ограничено. С тоит разделить продуктовый и непродуктовый ритейл, эффектив- ность применяемых решений будет разная. Зачастую современные технологии, используемые в непродуктовом ритейле, окупаются быстрее.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw