Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 87 www.secuteck.ru июнь – июль 2025 СПЕЦПРОЕКТ ВИДЕОНАБлюДЕНИЕ И ВИДЕОАНАлИТИКА В РИТЕйлЕ всей затратности этой операции, может послу- жить для дальнейшей идентификации объектов при возникновении тревожных ситуаций. Понятно, что это целесообразно только при продаже крайне дорогих товаров. Видеоконт- роль кассовых операций с параллельной фик- сацией чеков может серьезно затруднить кражу и даже грабеж. Тем самым может быть обес- печена безопасность покупателей и персонала. Борьба с воровством покупателей и персонала также обеспечивает безопасность как крими- нальную, так и экономическую. Семен Галушкин, NeuroCore Самые востребованные решения – это: 1. Анализ толпы. Помогает предотвратить опас- ность из-за массового скопления людей. Это особенно актуально в крупных гипермаркетах и торговых центрах. 2. Детекция драк или подозрительного поведе- ния. Например, система фиксирует резкие дви- жения, столкновения или признаки агрессии. 3. Распознавание лиц и пропускная система. Использование списков разрешенных лиц или систем управления доступом для сотрудников. 4. Поведенческая видеоаналитика. Это целая группа решений, которая отслеживает аномаль- ное поведение: сколько времени человек нахо- дится в определенной зоне, как часто заходит в магазин (особенно если ничего не покупает), пытается ли скрыть лицо. Например, если кто- то посещает пять магазинов одной сети в тече- ние дня, ничего не покупая, это может быть маркером потенциального шоплифтера. (Такие данные можно агрегировать для глобального учета подозрительных лиц в рамках сети или даже города.) 5. Детекция оружия. Решение, которое опера- тивно отправляет сигнал оператору для реаги- рования. 6. Контроль средств индивидуальной защиты (СИЗ). Особенно актуально для складов и про- изводственных зон гипермаркетов, где важно соблюдать технику безопасности. Эти технологии уже сейчас активно используют- ся в ритейле и значительно повышают уровень безопасности. Анастасия Бейгул, TRASSIR В ритейле две ключевые угрозы безопасности создают основные потери: 1. Мошенничество на кассе (до 40% всех краж) – аннулирование чеков, доступ к денежным ящикам. Современные решения для контроля кассовых операций сокращают время расследо- вания с нескольких часов до 10–15 минут, авто- матически фиксируя подозрительные действия через интеграцию с кассовыми системами. 2. Кражи в торговом зале. Для борьбы с этой проблемой вместо распознавания лиц исполь- зуется анализ на основе шаблонов поведения: выявление нетипичных маршрутов, задержки у товарных зон, аномальная активность. Это соответствует требованиям закона 572-ФЗ и снижает вероятность ложных обвинений. По нашему опыту, такие решения не только значительно сокращают убытки, но и повышают дисциплину персонала. Покупатели тоже выиг- рывают: их не преследует охрана, подозревая в краже. Юрий Годына, Нейрометрика Важно понимать, что любой модуль, исполь- зуемый в целях безопасности, не является пол- ностью автономным и самодостаточным, в отличие от маркетинговых инструментов. Здесь важно согласование "человек – машина" или "нейросеть – оператор", так как при реше- нии таких задач допускается большая доля ошибок второго рода для минимизации оши- бок первого рода, поэтому эффективность работы модуля напрямую зависит от эффек- тивности оператора в его реакции на подозри- тельную активность. Наиболее востребованные и доказавшие свою эффективность модули: l поиск по черным спискам, в том числе выявление подозрительных личностей (частично или полностью скрывающих лицо в поле зрения камеры); l нарушение режима работы; l проникновения неавторизованных лиц; l выявление скоплений лиц; l выявление быстрых движений и перемеще- ний. Последние два модуля эффективны при детек- ции драк и конфликтов косвенным методом. Остальные модули, как правило, требуют боль- шей подготовленности со стороны персонала службы безопасности – фрод, кража, вынос/пронос. Александр Измайлов, Московские системы безопасности Я считаю, что на данный момент самые эффек- тивные модули с точки зрения безопасности – это детектор оставленных предметов (пред- отвращает террористические угроз) и детектор дыма и огня (раннее оповещение о возгора- нии). Эти решения действительно помогают минимизировать риски. Владимир Улизко, Magnit Tech Продуктовый ритейл, как и ритейл в общем, – это такой формат деятельности, при котором компании стремятся к постоянному повышению эффективности операций и снижению издер- жек. Сейчас есть нехватка массового персонала в ритейле, это нужно учитывать при разработке технических решений и их внедрении. В небольшие магазины сложно выделить высо- коклассного специалиста, при этом на рынке пока нет готовых автоматизированных решений для этой задачи. Идеальным вариантом стала бы система на основе современных технологий, например самообучающихся нейросетей. Они могли бы анализировать поведение покупателей. Наиболее известны в настоящее время модули распознавания лиц и ведения базы черных и белых списков. В непродуктовых торговых точ- ках и продуктовых среднего и большого фор- мата такие технологии используются, но в про- дуктовом ритейле малого и ультрамалого фор- мата это нецелесообразно по тем причинам, о которых я уже говорил выше: высокая стои- мость оснащения оборудованием и требуемой инфраструктуры, отсутствие персонала для своевременной и правильной реакции на собы- тия. Р озничная тор- говля является самой конкурент- ной отраслью. Здесь бьются за каждый рубль, сни- жая издержки и выжимая макси- мальную прибыль с каждого квадратно- го метра. Невозможно представить себе доро- гую систему безопасности в розничном мага- зине, установленную "для галочки" и "на всякий случай". Чтобы "раскрутить" ритейлера потра- тить деньги, надо убедить его, что система оку- пится в ближайший год, максимум два. Инве- стиции на больший срок считаются слишком рискованными – торговая точка может закрыться раньше срока из-за массы причин. Эта особенность отличает розничную торговлю, к примеру, от промышленных предприятий. При этом именно в ритейле видеонаблюде- ние играет решающую роль в снижении каж- додневных издержек. Во-первых, это борьба с кражами товара как со стороны посетителей, так и собственного персонала. Во-вторых, это мошенничество кассиров в сговоре с покупателями или без такового. В-третьих, это порча товара и разбор конфликтных ситуаций. Под данные задачи успешно используются разного рода про- граммные модули видеоаналитики – от интег- рации с контрольно-кассовыми аппаратами до продвинутых детекторов, анализирующих нетиповые маршруты движения покупателей, их подозрительную активность и т.д. Крайне востребованным до последнего вре- мени являлась функция оповещения об иден- тификации лиц "проблемных" покупателей из накопленной самостоятельно или приобре- тенной базы данных. Система определяла не только профессиональных шоплифтеров, но и "потребительских террористов", и просто известных неадекватных посетителей. Охран- ник с помощью видеонаблюдения мог не про- сто отреагировать на правонарушение, но и предупредить его. С принятием Федерально- го закона № 572-ФЗ от 31.07.2023 г. всякая идентификация людей должна проходить с помощью Единой биометрической системы (ЕБС), что фактически означает запрет малому бизнесу не только на идентификацию потен- циальных воров, но и на любую персонифи- кацию вообще. Теперь, увы, магазин не может сделать персональные предложения своим лояльным покупателям в автоматизирован- ном режиме. Михаил Арсентьев Редактор раздела "Видеонаблюдение", коммерческий директор ООО "Артсек" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Видеонаблюдение в розничной торговле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw