Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 88 июнь – июль 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ВИДЕОНАблюДЕНИЕ И ВИДЕОАНАлИТИКА В РИТЕйлЕ Евгений Гуменюк, НВП "Болид" 1. Подсчет посетителей для расчета конверсии, оценки эффективности маркетинговых акций, планирования штата. 2. Тепловые карты, анализ траекторий движе- ния покупателей для оптимизации мерчандай- зинга, выявление популярных/непопулярных зон. 3. Анализ длины очередей и времени ожидания у касс или в отделах для оценки нагрузки и управления персоналом. Антон Горожанкин, Macroscop В лидерах маркетинговой видеоаналитики отмечу модуль определения длины очереди, который оперативно уведомляет о необходимо- сти открытия дополнительных касс в период высокой покупательской нагрузки, а также собирает и предоставляет соответствующую ста- тистику за разные периоды времени. Это помо- гает оптимизировать работу кассовых зон и сократить очереди, а значит, повысить лояль- ность покупателей и снизить вероятность их отказов от покупки из-за больших очередей. Модуль определения длины очереди широко используется ритейлерами, прекрасно работает на реальных объектах и приносит ощутимый эффект в виде увеличения продаж. Активно используются также интегрированные решения, когда видеонаблюдение работает в комплексе с POS-терминалами и увеличивает эффективность контроля платежных операций. Приведу в пример кейс нашего пользователя – крупного сетевого ритейлера, который внедрил видеосистему с модулем определения длины очереди и контролем кассовых операций на POS-терминалах. Это дало увеличение оборота и среднего чека на 1%, снижение количества жалоб покупателей в два раза и сокращение количества людей, уходящих без покупки, на 10%. Последнее время заказчики из ритейла чаще стали обращать внимание на связку видео- и аудиоаналитики, которая превращает интег- рированные системы в инструмент не только безопасности, но и управления бизнес-процес- сами. Один из ключевых сценариев применения – мониторинг качества обслуживания клиентов. Современные алгоритмы компьютерного зре- ния фиксируют факт взаимодействия сотрудни- ка с посетителем, а речевая аналитика прове- ряет соблюдение скриптов диалога. Дополнительный уровень – оценка эффектив- ности скриптов, для которой агрегируют данные от комплексной системы, сопоставляют их с динамикой продаж и выявляют сильные и слабые стороны. Василий Долгов, ВизорЛабс На сегодняшний день массовое использование видеоаналитики в маркетинговых целях в ритейле остается скорее исключением, чем правилом. Тем не менее на рынке существует несколько категорий модулей видеоаналитики, которые уже применяются в пилотах, флагман- ских точках и у крупных ритейлеров, особенно в формате Store of the Future (концепция SoF предполагает, что физические и цифровые про- странства будут объединяться, а процесс покуп- ки станет непрерывным, от онлайн-заказа до получения товаров в магазине): 1. Контроль обслуживания клиентов. Детекторы очередей анализируют среднюю длину очереди, время ожидания, пиковые часы посещений. Это позволяет оптимизировать количество касс и численность персонала, сократить время обслуживания клиентов. Теп- ловые карты (heatmaps) отображают маршруты движения покупателей и зоны их наибольшей концентрации в торговом зале. Они исполь- зуются для анализа эффективности выкладки, оценки привлекательности рекламных экспози- ций и оптимизации зонирования торгового пространства. 2. Контроль состояния торговых полок. Детекторы пустых полок и out-of-stock отправ- ляют соответствующие уведомления персоналу. Это нужно для повышения уровня обслужива- ния клиентов и снижения потерь от упущенных продаж. При этом необходима хорошая калиб- ровка, частая актуализация планограмм и видеокамеры, которые хорошо работают в условиях нестабильного освещения. 3. Оценка потребительских характеристик. Определение пола и возраста позволяет сег- ментировать аудиторию, которая взаимодей- ствует с определенными зонами или продукта- ми. Анализ эмоций и вовлеченности за счет считывания мимики и направления взгляда позволяет фиксировать реакцию людей на рек- ламные экраны, витрины или промоматериа- лы. Это нужно для персонализации инструмен- тов маркетинга, тестирования эффективности рекламных акций и динамического изменения digital signage по аудитории. При этом важно помнить, что существуют юридические и этиче- ские ограничения: сбор и обработка биометри- ческих данных регулируется Федеральным законом № 572-ФЗ, также требуется информи- ровать клиента о том, что система собирает информацию. 4. Магазины без персонала (autonomous retail). Пока это самая технологически сложная и доро- гостоящая область, включающая компьютерное зрение для трекинга покупателей; распознава- ние действий (перемещение товара с полки и возврат на место); интеграцию с автоматиче- скими системами расчета (Just Walk Out, Grab & o и т.п.). Это позволяет добиться упрощения клиентского пути, сокращения издержек, свя- занных с наймом персонала. Правда, пока такие проекты, например Amazon Go и X5 Lab Store, остаются лишь в формате пилотов или имиджевых проектов, а не инфраструктурных стандартов. При этом потенциал маркетинговой видеоана- литики огромен. Основной сдерживающий фактор – это стоимость и отсутствие прямого экономического обоснования в краткосрочной перспективе. Однако по мере удешевления тех- нологий и интеграции с CRM, BI и омниканаль- ными системами эти модули будут постепенно переходить из категории "инновация" в катего- рию "операционная необходимость". Николай Чура, Фирма "Видеоскан" Модули аналитики, позволяющие обнаружи- вать возникновение очередей, определение наиболее популярных отделов и стеллажей по тепловым картам, оптимизацию раскладки товаров, подсчет посетителей и даже контроль кассовых операций, безусловно, повышают эффективность торговой организации. Все эти технологии видеоаналитики улучшают функ- ционирование ритейла. Семен Галушкин, NeuroCore Вот где видеоаналитика реально разгоняет про- дажи: 1. Тепловые карты помещений. Это инструмент для анализа популярности зон в магазине. Понять, где товар покупают чаще, где его не замечают, – бесценно для ритейла. 2. Детекция очередей. Если система фиксирует скопление людей у касс, это сигнал, что нужно открывать дополнительные. Это решает не толь- ко маркетинговую задачу, но и улучшает сервис. 3. Заполненность полок. Аналитика позволяет отслеживать места, где заканчивается товар, чтобы сотрудники быстрее пополняли запасы. 4. Определение целевых аудиторий. Видеоана- литика может определять пол, примерный воз- раст посетителей и даже их эмоциональное состояние. Это помогает понять, какая аудито- рия посещает магазин, насколько эффективно работают рекламные акции и как покупатели реагируют на выкладку товаров. 5 Генеративные решения для проектирования магазинов. Искусственный интеллект (ИИ) может предложить оптимальную расстановку витрин и оборудования, а также визуализиро- вать конечный результат. Это ускоряет процесс проектирования и помогает избежать ошибок. Маркетинговая видеоаналитика в ритейле точно будет расти, потому что конкуренция тре- бует все большей точности и эффективности в работе с покупателями. Анастасия Бейгул, TRASSIR В ритейле видеоаналитика для маркетинга фокусируется на более глубоком понимании поведения покупателей и оптимизации клиент- ского опыта. Наибольший спрос мы сейчас видим в таких решениях, как: 1. Тепловые карты – помогают анализировать зоны активности в торговом зале для оптими- зации выкладки товара. 2. Подсчет трафика и конверсии – автоматиче- ски анализирует поток посетителей и выявляет проблемные зоны, а также автоматизирует рас- чет метрик благодаря интеграции с кассовыми системами. 3. Контроль очередей – оперативно сигнализи- рует о скоплении людей у касс, позволяя быстро принимать необходимые меры. Перечислите модули видеоаналитики, которые часто применяются в ритейле для маркетинга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw