Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 89 www.secuteck.ru июнь – июль 2025 СПЕЦПРОЕКТ ВИДЕОНаБлюДЕНИЕ И ВИДЕОаНалИТИКа В РИТЕйлЕ 4. Социально-демографическая аналитика – определяет половозрастной состав покупате- лей для точной настройки ассортимента и рекламы под целевую аудиторию конкретной локации. Юрий Годына, Нейрометрика Прежде всего это все, что связано с подсчетом и анализом посетителей: l общее количество посетителей с долей уни- кальных и за вычетом персонала; l частота возвращения; l демографический анализ; l тепловые карты помещений; l анализ очередей. Какое-то время тому назад пробовались подхо- ды в оценке эмоционального состояния посети- телей, но они не нашли распространения из-за сложной интерпретации данных. Отдельно можно отметить задачи оценки глу- бокой конверсии: l сколько посетителей обратили внимание на товар/витрину/полку; l сколько задержались, чтобы познакомиться поближе; l сколько вступили в контакт с продавцом/кон- сультантом; l сколько контактов в итоге закончились про- дажей. То есть система видеоаналитики интегрируется с кассовым ПО и обеспечивает сквозную анали- тику. Вообще в последнее время все больше реали- зуются более сложные кейсы, например конт- роль столиков в зонах общественного питания – как быстро он освобождается и подготавлива- ется к следующему посетителю. Но тут мы уже опять уходим из чисто маркетинговых задач к задачам оценки общей эффективности бизнеса. Александр Измайлов, Московские системы безопасности Думаю, что это модули подсчета посетите- лей, которые позволяют анализировать загруженность магазина, тепловая карта, которая показывает популярность различных зон, и системы контроля персонала – они помогают оценить эффективность работы сотрудников. Владимир Улизко, Magnit Tech В продуктовом ритейле для маркетинговых целей чаще остальных применяются модули видеоаналитики для подсчета посетителей, определения очередей на кассе, анализа пото- ков покупателей вне магазина (сколько прошло мимо, сколько зашло в магазин), подсчет вре- мени пребывания в зоне магазина, а также для идентификации групп покупателей (например, по возрасту или полу). Евгений Гуменюк, НВП "Болид" Закон запрещает практически любую автома- тическую идентификацию личности по лицу без использования Единой биометрической системы (ЕБС). Биометрические шаблоны обя- зательно должны храниться в ЕБС, что факти- чески не обеспечивается в полном объеме. Это значительно усложнило и удорожило внедре- ние и применение маркетинговых систем VIP- обслуживания клиентов, ранее активно разви- вающихся. Производители видеоаналитики теперь вынуждены развивать технологии, работающие без идентификации личности, такие как анализ паттернов движения, анализ по одежде, анализ возраста и пола для оценки целевой аудитории. Антон Горожанкин, Macroscop До принятия соответствующего закона видео- аналитика в области идентификации людей применялась довольно широко и активно, осо- бенно представителями крупных торговых объектов. С ее помощью боролись с шоплиф- терами (а значит, с материальными потерями), определяли постоянных покупателей и VIP- клиентов, реализовывали контроль доступа сотрудников. Сегодня многие объекты поставили использо- вание идентификации лиц на паузу. Василий Долгов, ВизорЛабс Принятие Федерального закона № 572-ФЗ от 31.07.2023 г., вступившего в силу с 1 марта 2024 г., значительно изменило правила игры в сфере применения технологий распознавания лиц и биометрических данных в коммерческом секторе, в том числе и в ритейле. Согласно новой редакции закона: l биометрические данные могут использовать- ся исключительно в рамках Единой биомет- рической системы (ЕБС), оператором которой является государство; l коммерческим компаниям запрещено само- стоятельно собирать и обрабатывать биомет- рию, если это не осуществляется с использо- ванием ЕБС; l нарушение закона может привести к админи- стративной ответственности, а в ряде случаев – к уголовным последствиям за незаконное использование персональных данных. В результате идентификация шоплифтеров стала весьма сомнительной с точки зрения юриспруденции процедурой. Если ранее ритейлеры использовали собственные базы нежелательных клиентов, занося в них людей, подозреваемых в хищениях, а при повторном визите система с помощью распознавания лиц отправляла сигнал службе безопасности, то теперь такая практика оказалась вне правового поля, поскольку ведение и использование собственной биометрической базы данных нарушает закон. Несмотря на это, есть компа- нии, которые оказывают информационную услугу по идентификации шоплифтера, юри- дические риски в этом случае остаются на внешнем провайдере подобной услуги, так как наличия согласия клиента недостаточно, если обработка не осуществляется через ЕБС. Как результат, ритейл теряет инструмент персона- лизации. Так персонализация сервиса на основе распо- знавания лиц оказалась под запретом. Крупные сети не могут без участия ЕБС реализовать сце- нарии, при которых система идентифицирует посетителей на входе, после чего CRM подгру- жает его профиль с историей покупок, предпоч- тений, картой лояльности. Магазин при этом мог бы предлагать персонализированные акции или передавать информацию продавцам-кон- сультантам для повышения качества обслужи- вания. Теперь такие сценарии невозможны без участия ЕБС, а значит, фактически недоступны для роз- ницы. Использование нейросетей для персо- нальной аналитики и кастомизации инструмен- тов маркетинга заморожено. Ограничена также аналитика по демографиче- ским данным. Даже сбор обезличенной стати- стики по полу, возрасту и настроению посети- телей, если он использует элементы биометри- ческого анализа лица, теперь может тракто- ваться как обработка биометрии. Парадокс заключается в том, что даже если ритейлер не стремится к идентификации личности, но использует метки, извлеченные из изображе- ния лица, эти действия тоже попадают под ограничения. Принятие 572-ФЗ отправило магазины без кас- сиров в юридическую серую зону. Такие форма- ты торговли, как Just Walk Out, использующие компьютерное зрение для трекинга действий клиента, предполагают использование систем точной идентификации, которые дают ответы на вопросы: кто взял товар? кто положил его в корзину? кто вышел, не оплатив? Без биометрической привязки такие системы становятся не только менее надежными и эффективными, само их внедрение сопряже- но с юридическими рисками. Так что закон № 572-ФЗ кардинально сузил возможности использования одного из самых продвинутых и перспективных направлений видеоаналитики – распознавания лиц. Целый класс решений ока- зался заблокирован, включая идентификацию злоумышленников, построение персональных клиентских профилей и персонализацию мар- кетинга. Ритейлеры были вынуждены переориентиро- ваться на обезличенную аналитику, например тепловые карты и анализ поведения без иден- тификации. Другие предпочли искать способы взаимодействия через государственную ЕБС, что оказалось затруднительным с технологиче- ской и организационной точки зрения. Николай Чура, Фирма "Видеоскан" Принятие закона № 572-ФЗ напрямую не повлияло на развитие технологии видеонаблю- дения и совершенствование видеоаналитики. Вместе с тем все более широкое использование для видеонаблюдения видеозаписи привело Повлияло ли на видеоаналитику в ритейле принятие закона № 572-ФЗ? Как именно?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw