Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2025

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 94 В условиях проведения специальной военной операции (СВО) вопросы антитеррористиче- ской защиты (АТЗ) объектов промышленности при- обретают особую актуальность. Возрастает риск диверсионных атак, направленных на нарушение производственных процессов, повреждение инфраструктуры и создание паники среди населе- ния. Промышленность, являясь ключевым элемен- том экономической стабильности страны, стано- вится приоритетной целью для деструктивных сил. Современными реалиями АТЗ объектов про- мышленности на сегодняшний день являются: 1. Усиление угроз. Эскалация конфликта приво- дит к росту числа потенциальных злоумышлен- ников, имеющих доступ к оружию и взрывча- тым веществам. Информационная война спо- собствует радикализации отдельных лиц и групп, готовых совершать теракты. 2. Недостаточность ресурсов. Многие промыш- ленные предприятия испытывают дефицит финансирования для внедрения современных систем безопасности и подготовки квалифици- рованных кадров. 3. Устаревшее оборудование. Значительная часть средств АТЗ, используемых на промыш- ленных объектах, морально и физически уста- рела, что снижает их эффективность. 4. Слабая координация. Отсутствие единой системы координации между различными ведомствами и службами, ответственными за обеспечение безопасности, затрудняет опера- тивное реагирование на возникающие угрозы. 5. Снижение уровня дохода населения. Создает предпосылки подкупа, шантажа людей, работ- ников предприятий с целью совершения терро- ристических актов на объектах за финансовое вознаграждение. Данный вид угрозы в статье будет рассмотрен более подробно. 6. Большой приток на территорию Российской Федерации мигрантов из-за рубежа и бежен- цев с Украины. Среди данного контингента достаточно большое количество нелояльных к Российской Федерации и ее политике граждан, а также возможны граждане, засланные на тер- риторию Российской Федерации с целью совер- шения террористических актов. Проблематикой АТЗ объектов промышленности являются: 1. Сложность выявления и нейтрализации угроз. Современные террористические группы используют новые методы и тактики, которые трудно обнаружить и предотвратить. Угроза всегда идет на один шаг впереди контрмер, так как пока угроза не проявилась, проблематично смоделировать контрмеры под нее. 2. Недостаточная подготовка персонала. Мно- гие работники промышленных предприятий не имеют достаточных знаний и навыков для дей- ствий в случае террористической угрозы. 3. Отсутствие культуры безопасности. Низкая осведомленность работников о возможных угрозах и мерах безопасности приводит к бес- печности и игнорированию правил АТЗ. В сложившейся ситуации необходимо пере- смотреть подходы к обеспечению АТЗ объектов промышленности, уделив особое внимание усилению мер безопасности, повышению уров- ня подготовки работников и укреплению коор- динации между заинтересованными ведом- ствами. Только комплексный подход позволит эффективно противостоять террористическим угрозам и обеспечить стабильную работу про- мышленности в условиях СВО. Основные руководящие документы Основными руководящими документами, рег- ламентирующими защиту объектов промыш- ленности, являются: 1. Комплексный план противодействия идеоло- гии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы (утвержден Президентом РФ 30.12.2023 г. № Пр-2610). 2. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" (утвержден Президентом РФ 15.02.2006 г. № 116, в редакции от 25.11.2019 г. № 569). 3. Федеральный закон Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных про- изводственных объектов" (утвержден Прави- тельством РФ 21.07.1997 г. № 116-ФЗ). 4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к анти- террористической защищенности объектов (тер- риторий) промышленности, находящихся в веде- нии или относящихся к сфере деятельности Мини- стерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (утвержден Председате- лем Правительства РФ 1 марта 2024 г. №258). 5. ГОСТ Р 51241–2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классифика- ция. Общие технические требования. Методы испытаний". 6. СП 542.1325800.2024 "Защитные ограж- дающие конструкции от беспилотных летатель- ных аппаратов. Правила проектирования". По факту документов значительно больше, но указанные являются основными. Классификация компонентов СКУД Система контроля и управления доступом (СКУД) представляет собой комплекс техни- ческих и программных средств, предназна- ченных для ограничения и регистрации входа/выхода людей или транспорта на определенную территорию. В современном мире СКУД стала неотъемлемой частью обеспечения безопасности на предприятиях, в офисах, жилых комплексах и других объ- ектах, где необходимо контролировать доступ. Функциональность СКУД не ограничивается простой блокировкой дверей. Современные системы позволяют вести учет рабочего време- ни, интегрироваться с системами видеонаблю- дения и пожарной сигнализацией, а также фор- мировать отчеты о посещаемости. Основные компоненты СКУД: 1. Идентификаторы – карты доступа (магнит- ные, proximity-карты, смарт-карты), брелоки с технологией RFID, биометрические данные (отпечатки пальцев, сканирование радужной оболочки глаза, распознавание лица), ПИН- коды (персональные идентификационные номера, вводимые с клавиатуры). 2. Считыватели – устройства, считывающие информацию с идентификаторов. Они могут быть как контактными, так и бесконтактными. 3. Контроллеры – "мозг" системы, принимающий решения о предоставлении доступа на основе информации, полученной от считывателей. 4. Исполнительные устройства – электромеха- нические и электромагнитные замки, турнике- ты, шлагбаумы, ворота. 5. Программное обеспечение – обеспечивает управление системой, настройку прав доступа, сбор и анализ данных. Применяются также дополнительные компонен- ты, такие как датчики состояния дверей, кнопки выхода, источники бесперебойного питания, элементы интеграции с другими системами без- опасности (видеонаблюдение, охранная сигна- лизация). Основным преимуществом внедрения СКУД на предприятии является: l обеспечение повышения уровня безопасности; l предотвращение несанкционированного доступа; l повышение дисциплины и оптимизация про- цессов управления персоналом. Кроме того, СКУД может способствовать сни- жению рисков краж и вандализма, а также повышению общей эффективности работы организации. Выбор конкретной системы конт- роля и управления доступом зависит от потреб- ностей и особенностей объекта. июнь – июль 2025 www.secuteck.ru Александр Алиев Независимый эксперт Контроль доступа на объектах с повышенными требованиями безопасности В данной статье рассмотрим проблематику и современные реалии антитеррористи- ческой защиты объектов промышленности.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw