Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 116 Несмотря на то что данная деятельность начи- ная с 2016 г. активно развивается по всем видам транспорта, в ее реализации достаточ- но много моментов, требующих внимания и доработки со стороны соответствующих органов. В настоящее время низкий уровень подготов- ки работников во многом связан с избыточны- ми требованиями, предъявляемыми законо- дательством. Фактически учебные программы по транспортной безопасности являются типо- выми по всем видам транспорта, а обучение работников железнодорожного транспорта и метрополитена и вовсе лишено различий. Соответственно, работник, ответственный за транспортную безопасность участков железно- дорожных путей (перегонов) и мостов, полу- чает на обучении общий курс знаний и умений применительно и к станциям, и к вокзалам, и к транспортным средствам. Одна из ключевых проблем законодательства о ТБ – его универсальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, мор- скому и внутреннему водному, автомобильно- му, железнодорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Формирование еди- ных стандартов и единой системы дополни- тельного образования находит понимание, однако не менее важно учитывать специфику каждого вида транспорта и каждого типа объ- екта. Развитие дистанционного обучения Ни для кого не секрет, что повышение квали- фикации работника всегда связано с потерями для работодателя в виде финансовых затрат и отсутствия работника на рабочем месте. В свою очередь, учебные центры являются коммерческими организациями и пытаются максимально подстроиться под желания заказчиков, разрабатывая и предлагая дистан- ционное обучение по транспортной безопас- ности. Данные программы обучения также не учиты- вают специфику объектов, на которых работа- ет обучающийся, а в связи с удаленным досту- пом снижается уровень теоретической подго- товки, отсутствует доступ к тренажерной и практической. В некоторых случаях прохож- дение подобного профессионального обуче- ния и вовсе носит формальный характер. Если ранее дистанционное обучение являлось скорее исключением, то в период пандемии COVID-19 это приобрело массовый характер. Данный уровень подготовки является доступ- ным для всех СТИ и не противоречит законо- дательству, несмотря на то, что речь идет об обеспечении транспортной безопасности и антитеррористической защищенности. Стоит ли говорить, что роль человеческого фактора при дальнейшем применении полученных знаний в подобной системе обучения выходит на передний план. Аттестация – обязательное требование к специалистам по транспортной безопасности Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) вместе с повышением профессиональной подготовки является обя- зательным требованием законодательства к работникам СТИ, выполняющим работы по обеспечению транспортной безопасности. Прохождение аттестации осуществляется в очной форме в аккредитованных аттестую- щих организациях. И снова обращает на себя внимание типовой характер передаваемых знаний и умений в ходе аттестации СОТБ. Перечни вопросов разработаны без учета специфики и особен- ностей функционирования транспортного комплекса по видам транспорта. Помимо этого, можно выделить следующие проблемные аспекты аттестации СОТБ: l Согласно требованиям приказа Минтранса России № 145 от 01.04.2015 г. в настоящее время не предусмотрено самостоятельное прохождение физическими лицами про- цедуры аттестации. Данный фактор приво- дит к необходимости работодателю прини- мать на работу лицо без аттестации на осно- вании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации данным лицом, в то время как, например, в частной охранной деятельности физическое лицо может самостоятельно получить необходимую квалификацию част- ного охранника и трудоустроиться без рис- ков для себя и работодателя. l Исходя из требований законодательства и производственной необходимости, аттеста- ция одних и тех же сотрудников проводится по двум категориям: "работники, осуществ- ляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр" и "работники, осу- ществляющие наблюдение и (или) собесе- дование". При этом фактически работники осуществляют одни и те же функции при исполнении должностных обязанностей, а работодатель дважды несет расходы на аттестацию. l Квалификационные требования к сотруд- никам СОТБ предусматривают исключи- тельно наличие обучения и аттестации, но не устанавливают требований к уровню образования. При этом в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образова- нии в Российской Федерации" при прохож- дении повышения квалификации необхо- димо наличие образования не ниже сред- него специального. l Уровень практических занятий с примене- нием тренажеров (технических средств досмотра) в соответствующих специальных учебных центрах можно оценить как низ- кий. В основном используются программ- ные компьютерные продукты, позволяющие август – сентябрь 2023 www.secuteck.ru Юго-Восточный учебно-методический центр "Транспортная безопасность" Обучение по транспортной безопасности можно пройти дистанционно О дна из ключевых проблем законодательства о транспортной без- опасности – его универсальность по отношению ко всем видам транс- порта (авиационному, морскому и внутреннему водному, автомобильно- му, железнодорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Форми- рование единых стандартов и единой системы дополнительного обра- зования находит понимание, однако не менее важно учитывать специ- фику каждого вида транспорта и каждого типа объекта https://sun 9-82.userapi.com/ www.transport-ugovostok.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw