Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 104 П ервоначально линии метро строили, чтобы разгрузить улицы больших городов, в настоящее время они фактически стали основ- ным структурообразующим элементом совре- менного города, на основе которого строится политика обеспечения мобильности населения. С каждым годом в мире уделяется все больше внимания безопасности транспорта, и метропо- литен в этом смысле не является исключением. Для начала поговорим о роли метрополитена. Значимость метро Основная задача, к которой сводится планиро- вание транспортной системы городов, – это подбор видов транспорта с провозной способ- ностью, достаточной для прогнозируемой интенсивности пассажиропотоков. В части пла- нирования автомобильных дорог соотносится их пропускная способность и прогнозируемая интенсивность транспортных средств. Мировой опыт последних лет позволяет сделать вполне определенный вывод: ареалом эффективного использования традиционных метрополитенов с тоннельным ходом (subway) остаются исклю- чительно города с многомиллионным населе- нием, где формируются пассажирские потоки в пиковые часы в объеме как минимум 25 тыс. пассажиров в час в одном направлении. Наи- более эффективны метрополитены с потоками до 50–60 тыс. пассажиров в час в одном направлении и, соответственно, частотой дви- жения до 40 поездов в час. Метрополитены играют ведущую роль при интеграции транспортной, градостроительной и социальной политики, определяющих вме- сте уровень мобильности. Среди всех видов городского транспорта метрополитен находит- ся на острие внедрения инновационных тех- нологий, направленных на надежность экс- плуатационной работы и упрощение техниче- ского обслуживания. Метрополитен является самым эффективным видом городского пас- сажирского транспорта с точки зрения потреб- ления энергии и занимаемых площадей. Рас- четы специалистов показали, что для перевоз- ки 50 тыс. пассажиров в час в одном направ- лении при использовании метрополитена тре- буется коридор шириной 9 м, автобусов – 35 м, личных автомобилей – 175 м. Кило- грамма нефти достаточно, чтобы перевезти одного пассажира на расстояние 48 км на мет- рополитене, 38 км – на автобусе, 19 км – на автомобиле. Метрополитен опережает все виды транспорта в развитии инновационных технологий, направленных на упрощение экс- плуатации и технического обслуживания, совершенствование платежных систем. Мет- рополитен – ключевое звено систем мобиль- ности городов. Несмотря на то что транспорт- ная функция является основной для всех пред- приятий – операторов метрополитенов, такая функция, как обеспечение безопасности пас- сажиров и защита транспортной инфраструк- туры метро от актов незаконного вмешатель- ства, приобретает все большее значение в последние годы во всех городах и странах мира, в связи с возрастанием и появлением новых угроз для нарушения бесперебойной работы подземного транспорта. Рассмотрим примеры защиты подземки в дру- гих странах и постараемся сравнить зарубеж- ный опыт с системой обеспечения безопасности метро нашей страны. Опыт Великобритании Лондон по праву считается родиной метро. Первая в мире подземная городская железная дорога была открыта в 1863 г., по ней проезжал поезд без крыши, управляемый паровозом Сте- фенсона. Правительство Великобритании приняло гло- бальные меры по предотвращению терактов на транспорте после взрывов 7 июля 2005 г. в Лон- доне. В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Испытания прошли спе- циальные умные камеры наблюдения, издаю- щие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Станции оборудовали металлодетекторами, большим количеством камер слежения. Появились поли- цейские с собаками, вынюхивающими взрыв- чатку. Были улучшены системы радиосвязи для общения водителей поездов метро с их опера- торами, лондонской пожарной бригадой, лон- донской службой скорой помощи и полицей- ской службой метро. Охраной лондонского метро и некоторых дру- гих наземных рельсовых транспортных систем страны занимается британская транспортная полиция, специальная полицейская служба. Основной задачей ее сотрудников является борьба с крупными и мелкими правонаруше- ниями, беспорядками и инцидентами в системе железных дорог Англии, Уэльса и Шотландии, в том числе и в лондонском метрополитене. Опыт Франции Еще в 1978 г. в стране была разработана концепция плана "Вижипират" (Vigipirate). План "Вижипират" входит в список 40 воз- можных мер, предусмотренных француз- август – сентябрь 2024 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности Изображение от v.ivash на Freepik -- https://ru.freepik.com/ Л ондон по праву считается родиной метро. Первая в мире подземная городская железная дорога была открыта в 1863 г., по ней проезжал поезд без крыши, управляемый паровозом Стефенсона Зарубежный опыт обеспечения защиты метрополитена Особая роль в обеспечении мобильности городов отводится метрополитену. В данной статье поговорим о зарубежном опыте некоторых стран в области защиты и безопас- ности подземного транспорта, а также постараемся сравнить его с российской системой обеспечения защиты метрополитена
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw