Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 105 ским правительством на случай различного рода кризисов. Его специфика – предупреж- дение террористических актов, кроме ядер- ных и воздушных, для которых существуют специальные планы ("Пиратэр" и "Пиратом"). "Вижипират" – это система мер, состоящая из нескольких фаз, применение которых опре- деляется степенью реальности террористиче- ской угрозы. План включает две фазы: простую и усиленную (Vigipirate simple и Vigipirate renforcé). Воору- женные силы участвуют только во второй фазе плана, согласно которой предусматривается мобилизация полиции и жандармерии, а с ними, в свою очередь, могут взаимодей- ствовать ВВС, ВМС и пехота. План был приме- нен и после взрывов в метро (станции Musée d'Orsay, Port-Royal) в 1996 г. Он предусматри- вал самый широкий спектр мер безопасности. В частности, речь шла об организации усилен- ного патрулирования силами полиции и армейских частей мест наибольшего скопле- ния людей – вокзалов, аэропортов и метро. Устраивались масштабные проверки докумен- тов. Практически все урны как на городских улицах, так и под землей были наглухо закры- ты. Позже они были заменены прозрачными пластиковыми мешками, их закрепляли на спе- циальной металлической стойке с обручем. Таким образом, потенциальные злоумышлен- ники лишались возможности оставить там бомбу – она бы сразу привлекла внимание. В поездах сети RER (загородные электрички, соединенные с метро переходами) простран- ство под сиденьями, где легко можно было бы разместить, к примеру, большую сумку или чемодан, перекрыли металлическими щитами. В дополнение к уже имевшимся камерам видеонаблюдения были добавлены новые. Французский опыт показал, что призывы к бди- тельности стали одной из самых эффективных антитеррористических мер. Парижане активно сообщали в полицию обо всем, что вызывало подозрение, особенно когда речь шла о пред- метах, оставленных без присмотра. Вся ответ- ственность за безопасность пассажиров в под- земке Парижа лежит на полиции, а сотрудники метро занимаются лишь его эксплуатацией. Опыт Испании В Испании, по информации национальной полиции, после взрывов 11 марта 2004 г. действует комплексный план для всех право- охранительных органов. Практически сразу после трагедии 2004 г. в мадридском метро были установлены около 4 тыс. дополнитель- ных камер видеонаблюдения, было произве- дено расширение штата частной охраны, а также создан специальный отряд нацио- нальной полиции для патрулирования метро- политена. Кроме того, частные охранники обзавелись собаками, обученными искать различные взрывчатые вещества. Охранники, как правило, стоят у входа, у турникетов, и следят за входящими пассажирами. Они наделены правом останавливать пассажиров, требовать у них документы и производить досмотр. В случае выявления каких-либо подозрительных личностей вызываются сотрудники полиции. Когда в стране объявляется повышенная готов- ность на случай терактов (это происходит обычно перед праздниками, важными госу- дарственными визитами, крупными междуна- родными форумами), на транспорте увеличи- вается присутствие дорожной полиции, а неко- торые объекты на железной дороге берутся под контроль военными. Система электронно- го наблюдения на всех транспортных объектах постоянно модернизируется, а физическое присутствие сотрудников полиции в метро и на железнодорожных станциях с каждым годом увеличивается. Опыт Японии В Японии после атаки религиозных фанатиков секты "Аум Синрике", распыливших ядовитый газ в токийском метро в марте 1995 г., нача- лась тотальная установка различного оборудо- вания, которое бы обеспечивало безопасность пассажиров, но существенно не влияло бы на их привычное перемещение по вокзальным комплексам и прочим инфраструктурным объ- ектам. Метро было полностью оборудовано системой видеонаблюдения, а также едиными ситуативными центрами, куда поступает информация как с видеокамер, так и от рабо- тающих на станции представителей полиции. Старые камеры были заменены новыми, мень- шими по размеру и с лучшим качеством пере- даваемого изображения. Среди новых разра- боток в области технологий обеспечения без- опасности следует отметить установку в токий- ском метро систем резерва чистого воздуха, который в случае повторения подобной ситуа- ции с помощью электронных систем управле- ния может быть направлен на зараженные уча- стки. Меры безопасности, применяемые в японском метро, практически идентичны существующим на вокзалах. Это связано с двумя обстоятель- ствами. Во-первых, метро и вокзалы там, как правило, представляют собой единые крупные транспортные узлы, а во-вторых – вокзалы либо расположены под землей, либо являются полностью закрытыми надземными сооруже- ниями. События 1995 г. привели к тому, что на всей железнодорожной инфраструктуре, как надземной, так и подземной, начали решать вопросы интеграции и кооперации работы железнодорожных компаний и служб экстрен- ного реагирования, доступности каналов связи при катастрофах (во время токийской катастрофы мобильные телефоны пассажиров и сотрудников не работали из-за перегруза сети), а также обеспечения экстренных служб быстрым и удобным доступом к защитным маскам и костюмам. Обсуждались и возмож- ности установки специальных датчиков анали- за воздуха на наличие отравляющих веществ, однако внедрение этих систем проходит пока только в тестовом режиме. Вокзалы охраняют- ся государственными полицейскими служба- ми, постоянно патрулирующими вокзалы, отвечая за контроль общественного порядка. Поскольку именно на них лежит задача обес- печения безопасности, Япония уделяет огром- ное внимание подготовке и обучению этих кадров. В частности, все сотрудники имеют детальные инструкции о том, каким образом действовать в каждом конкретном критиче- ском случае. Все они имеют хорошие навыки оказания первой медицинской помощи. Еще одной важной составляющей является обуче- ние слаженному взаимодействию с другими службами экстренного реагирования. Опыт США Метрополитены крупнейших городов США защищены довольно традиционным образом. В подземках Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона и других крупных городов все станции обору- дованы видеокамерами и на каждой платфор- ме установлено несколько специальных телефо- нов, которые позволяют пассажирам в экстрен- ном случае немедленно связаться со службами быстрого реагирования. В Вашингтоне и Нью-Йорке служба охраны мет- рополитена имеет право проводить выбороч- ный досмотр сумок и чемоданов у пассажиров, вызывающих подозрение. Сумки сканируют с помощью специальных устройств, а в некото- www.secuteck.ru август – сентябрь 2024 Метро в Японии оборудовано системой видеонаблюдения, а также едиными ситуативными центрами, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции Изображение от jcomp на Freepik -- https://ru.freepik.com/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw