Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 106 рых случаях просят открыть и показать их содержимое. На станциях дежурят отряды кинологов с собаками. При нежелании прохо- дить досмотр пассажиров не задерживают, но на станцию не пускают. В транспортной полиции утверждают, что мера не связана с конкретной угрозой и нужна просто для усиления безопас- ности. Опыт России После совершения ряда террористических актов на Московском и Петербургском метрополите- не, а также ввиду общемирового повышения уровня террористических угроз особое внима- ние в настоящее время уделяется оснащению метрополитенов России инженерно-техниче- скими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. Из обширного количества терминов и определений в сфере транспортной безопасности России выделим следующие два: 1. Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфра- структуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. 2. Акт незаконного вмешательства – противо- правное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопас- ной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких послед- ствий. За счет предоставленных из федерального бюд- жета субсидий за годы действия Комплексной программы обеспечения безопасности населе- ния на транспорте были закуплены и установ- лены на метрополитенах следующие инженер- но-технические средства и системы обеспече- ния транспортной безопасности: l рамки металлообнаружителей; l ручные металлообнаружители; l аппаратура радиационного контроля; l стационарные сканирующие рентгеновские установки для персонального обследования пассажиров; l стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа для досмотра багажа; l переносные рентгенотелевизионные комплек- сы; l взрывозащитные контейнеры; l портативные обнаружители паров взрывча- тых веществ; l переносные комплексы обнаружения взрыв- чатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов; l системы подавления радиолиний управления взрывными устройствами. Важно подчеркнуть, что при изучении и описа- ния выше зарубежного опыта защиты метро нередко затрагивался вопрос ответственности за обеспечение транспортной безопасности подземных объектов в других странах. В боль- шинстве приведенных примеров ответствен- ность лежит либо на государстве в лице право- охранительных органов, либо на специально созданных подразделениях полиции. На этом фоне ярко выделяется пример России, где согласно Федеральному закону № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ответственность за обеспечение транспортной безопасности воз- лагается на субъекты транспортной инфраструк- туры и перевозчиков. Иными словами, мерами противодействия актам незаконного вмеша- тельства, в том числе террористическим актам, занимаются транспортные компании, владею- щие категорированными объектами, и перевоз- чики, владеющие либо арендующие транспорт- ные средства. Данные меры реализуются само- стоятельно или с привлечением аккредитован- ных подразделений транспортной безопасно- сти, которые являются юридическими лицами и оказывают коммерческие услуги. При этом важно заметить, что уровень обеспечения транспортной безопасности на метрополитене в России крайне высок. После терактов в мос- ковской и питерской подземке каждый раз про- исходил анализ произошедшего и улучшалась система применяемых мер по безопасности. Созданная за последние 20 лет нормативная база и контрольно-надзорная деятельность поз- воляют обеспечивать защиту транспортной инфраструктуры на уровне не хуже, чем на воз- душном транспорте, который является эталоном в области безопасности. И это несмотря на огромный пассажиропоток в метро! Выводы напрашиваются сами Сравнивая опыт России и других стран в обла- сти защиты граждан на метрополитене, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, система принимаемых мер во всех крупных городах мира значительно улучшилась за последние годы. Связано это в первую очередь с произо- шедшими терактами в столичных метрополите- нах. В большинстве подземок установлены инженерно-технические средства безопасности, направленные на выявление нарушителей и предупреждение нарушений. Вместе с тем в ряде стран отмечено, что установка дорого- стоящих систем безопасности и все применяе- мые меры не способны противостоять подго- товленному нарушителю, а способны лишь бороться с мелкими нарушениями вроде краж и хулиганства. Борьбой с подготовленными нарушителями должны заниматься правоохра- нительные органы и специальные службы. Как уже отмечалось выше, наша страна резко отличается от многих других системой прини- маемых мер не только с точки зрения большого объема энерго- и капиталозатрат, но и с точки зрения соотношения прав и обязанностей при обеспечении безопасности. Несмотря на то что главной функцией для транспортных субъектов остается осуществление перевозок, все же обес- печение безопасности государством возложено именно на тех, кто осуществляет эти перевозки. А ответственность действительно высока, ведь законодательством предусмотрены и админи- стративные, и уголовные меры пресечения. Впе- реди эра искусственного интеллекта (ИИ), кото- рый незаметно все больше входит в нашу повседневную жизнь. Это таит в себе одновре- менно немало опасностей, но и много возмож- ностей. Быть может, именно новые технологии в сфере ИИ позволят обеспечить более безопас- ный транспорт. n август – сентябрь 2024 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Метрополитены крупнейших городов США защищены довольно традиционным образом. Все станции оборудованы видеокамерами и на каждой платформе установлено несколько специальных телефонов, которые позволяют пассажирам в экстренном случае немедленно связаться со службами быстрого реагирования Изображение от freepik -- https://ru.freepik.com/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw