Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 26 август – сентябрь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНый дОМ, ЦИфРОВОЕ ЖКХ Олег Мансуров Руководитель проекта учета ресурсов ЗАО НВП "Болид" Александр Разумовский Директор продукта EKF Connect Building в ООО "Электрорешения" (представитель и дистрибьютор EKF в России) Виталий Федоров Генеральный директор компании INTELVISION Цифровизация ЖКХ: специфика отрасли требует особого подхода Мнения экспертов На модернизацию инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России до 2030 г. планируется направить 4,5 трлн руб. Часть этих средств будет направлена на цифровизацию жилищно-коммунального хозяйства: разработку плат- форм, устройств и приложений для создания умных домов, учета энергоресурсов, автоматизацию зданий, внедрение интеллектуальных технологий. Мы пригласили экс- пертов из НВП "Болид", компаний EKF и INTELVISION обсудить уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства, основные задачи, ожидаемые эффекты и другие вопросы Олег Мансуров, НВП "Болид" В целом по России уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) остается низким, но наблюдается явный тренд к его повышению. Способствует этому реализация ряда федеральных проектов. Нельзя не отметить усилия Министерства строительства и ЖКХ, которое в рамках собственного ведомственного проекта "Умный город" в числе прочих задач ведет расчет так называемого индекса "IQ горо- дов". На 2022 г. у Москвы он составлял 117 единиц – самый высокий в стране, а у Читы – только 8,25 единицы. Перечень показателей, на основании кото- рых ведется расчет "IQ городов", включает в себя несколько десятков параметров, таких как платформы обратной связи, общие собрания в электронном виде, элек- тронные платежи за коммунальные ресурсы (КР) и т.д. Одним из рассчитываемых пара- метров является показатель "Индекс исполь- зования систем автоматизированного учета потребления КР". Затраты на КР составляют основную часть наше- го ежемесячного платежа по единому платеж- ному документу. Соответственно, прозрачность и корректность данного начисления – это осно- ва удовлетворенности собственников жилья работой управляющих компаний (УК) и ресур- соснабжающих организаций (РСО). А наша лояльность – это основа успешности бизнеса данных организаций. Обеспечить же точность и синхронность учета показаний индивидуальных счетчиков, а также справедливо распределить показания общедомовых возможно исключительно с помощью применения систем автоматизиро- ванного учета и контроля энергоресурсов (АСКУЭ). И обеспечение объектов жилого назначения данными системами – это основа основ процесса цифровизации ЖКХ. На мой взгляд, индекс оснащения объектов города системами АСКУЭ – это основополагающий показатель, говорящий о степени цифровиза- ции коммунального хозяйства. Тем не менее в расчете "IQ городов" индекс оснащения объ- ектов города системами АСКУЭ имеет одина- ковый вес наравне с десятком иных показате- лей, что говорит об определенной недооценке проблем, которые могут быть решены с помо- щью данных систем и их значимости в опре- делении общего уровня цифровизации жилищно-коммунального хозяйства России. Таким образом, создается впечатление, что эта недооценка и есть основная проблема цифро- визации ЖКХ России. Как вы оцениваете уровень цифровизации ЖКХ в России? С какими проблемами сталкивается отрасль при внедрении интеллектуальных технологий? Чем они вызваны?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw