Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 28 август – сентябрь 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ УМНый ДОМ, ЦИФРОВОЕ ЖКХ Александр Разумовский, EKF Уровень цифровизации жилищно-коммуналь- ного хозяйства в России на сегодняшний день можно оценить как недостаточный. Несмотря на то что в последние годы предпринимаются определенные шаги по внедрению интеллекту- альных технологий в отрасль, процесс идет медленно и сталкивается с рядом проблем. Среди основных препятствий можно выделить недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров, слабую норматив- но-правовую базу и низкий уровень заинтере- сованности управляющих компаний и ресурсо- снабжающих организаций. Виталий Федоров, INTELVISION Уровень цифровизации ЖКХ в России в последние годы можно оценить как уверенно растущий, но есть еще большой потенциал для развития. На мой взгляд, основные проблемы при реализации связаны, во-первых, с финан- сированием отрасли, так как внедрение циф- ровых технологий требует значительных затрат, что, в свою очередь, существенно замедляет, а иногда и полностью блокирует процесс цифровизации. Во-вторых, это боль- шая нехватка высококвалифицированных кад- ров с соответствующими знаниями и навыка- ми, а также отсутствие развитой инфраструк- туры в регионах. К сожалению, управляющие организации часто внедряют различные цифровые решения и сер- висы по отдельности, этот фрагментированный подход может привести к несовместимости систем, сложностям в управлении данными и ограниченной эффективности внедрения циф- ровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы цифровизации ЖКХ вызваны как структурными особенностями самой отрасли, так и общими тенденциями развития цифрови- зации в России. Олег Мансуров, НВП "Болид" Существует перечень показателей цифровиза- ции городского хозяйства, определенный Министерством строительства и ЖКХ прика- зами от 2022 и 2023 гг. В части, касающейся ЖКХ, он включает в себя электронные общие собрания, онлайн-платежи за КР, единый мониторинг аварий, электронные ТУ на под- ключение к сетям и использование автомати- зированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Без сомнения, решение всех этих задач ведет к повышению эффективности работы жилищно-коммуналь- ного хозяйства. Но, как я уже сказал, основа успешного бизнеса УК и РСО – это корректные расчеты за потребленные энергоресурсы. Сле- довательно, внедрение систем АСКУЭ являет- ся первоочередной задачей, которую должны ставить перед собой УК и РСО как в русле реа- лизации задач федеральных проектов по цифровизации, так и безотносительно от этого вследствие крайней актуальности их применения. Александр Разумовский, EKF Первоочередными задачами по цифровизации ЖКХ, на мой взгляд, являются: 1. Создание единой информационной систе- мы, которая позволит объединить данные о состоянии жилищного фонда, инженерных сетей, потреблении ресурсов и платежах. Это повысит прозрачность отрасли и упростит контроль за деятельностью управляющих ком- паний. 2. Внедрение интеллектуальных систем учета потребления ресурсов (воды, тепла, электроэнергии) в жилых домах. Это позво- лит жильцам контролировать свои расходы, а ресурсоснабжающим организациям – оперативно выявлять утечки и неисправно- сти. 3. Переход на электронный документообо- рот между управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья. Это сократит издержки на бумажную волокиту и ускорит обмен информацией. Виталий Федоров, INTELVISION Одним из важнейших шагов является внедре- ние единой цифровой платформы для бесшов- ного объединения пользователей всех уровней, ИТ-системы и системы безопасности здания, а также автоматизация бизнес-процессов и раз- витие онлайн-сервисов. Единая ИТ-экосистема позволит оперативно выявлять и устранять неисправности, обеспечивая жильцам ком- фортные условия проживания. Кроме того, развитие онлайн-сервисов для взаи- модействия всех участников процесса эксплуата- ции имеет высокое значение. Данные сервисы способствуют объединению жителей и гостей жилищных комплексов (ЖК), управляющих и обслуживающих организаций, инженеров по тех- ническому обслуживанию и прочего персонала. Это обеспечивает безопасную и бесперебойную работу всех систем здания, мгновенный обмен информацией о состоянии здания и об использо- вании ресурсов здания, снижение риска возник- новения нештатных ситуаций и в итоге повышает уровень NSP (от англ. Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности) жильцов. Какие задачи по внедрению цифровых технологий в ЖКХ являются первоочередными? Олег Мансуров, НВП "Болид" Интенсифицировать процесс цифровизации ЖКХ России призваны ряд национальных про- грамм. Это такие федеральные проекты, как "Формирование комфортной городской среды", "Жилье и городская среда" и "Цифровая эконо- мика". Профильные министерства ведут обшир- ную работу во исполнение задач, поставленных этими программами. Одним из документов, созданных в результате этой работы, является Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., разработанная Минстроем России и утвержденная Правитель- ством России в 2022 г. Среди прочих в ней затронуты вопросы цифровизации ЖКХ. Так как мы уже определились, что первоочередной задачей этого процесса является внедрение систем АСКУЭ, посмотрим, что об этом сказано в данном документе. В четвертой главе "Развитие жилищно-ком- мунального хозяйства" читаем: "В целях осна- щения жилищного фонда интеллектуальны- ми системами учета потребляемых комму- нальных услуг ресурсов планируется разра- ботка и внедрение стандарта, способствую- щего интеграции со связанными системами, в том числе в рамках реализации проекта "Умный город". В десятой главе "Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-комму- нального хозяйства" говорится следующее: "Результатами осуществления указанных мероприятий являются: 50% МКД (много- квартирных домов) оснащены интеллектуаль- ными системами общедомового учета ресур- сов". И в общем, всё. То есть речь идет о зада- че по разработке стандарта интеграции систем АСКУЭ со сторонним ПО и целевой цифре АСКУЭ ОДПУ на 50% всех МКД. А главная задача внедрения АСКУЭ индиви- дуальных счетчиков в МКД, той системы, которая и решает проблемы корректности и справедливости начислений за КР, опущена и не декларируется вовсе. Считаю, что это серьезное упущение в нормативном регули- ровании применения систем АСКУЭ. Данная задача должна иметь более конкретное нор- мативное регулирование и декларироваться для исполнения в качестве целевого показа- теля цифровизации отрасли ЖКХ. Кстати, должен оговориться, что речь идет о таких коммунальных ресурсах, как водо- снабжение и теплоснабжение. Учет электро- энергии (мощности) розничного сегмента на данный момент регламентируется 522-ФЗ "Об интеллектуальных системах и приборах учета электроэнергии (мощно- сти)" и ПП № 890. Минэнерго решило этот вопрос в 2020 г. Насколько хорошо регулируется процесс цифровизации ЖКХ нормативными документами? Какие дополнения нужно внести в эту сферу?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw