Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 37 В реалиях современного мира транспорт стал не просто средством передвижения, а настоящим помощником и советником для водителей. Что есть ИТС Сегодняшние транспортные системы представ- ляют собой не только удобный способ переме- щения из одной точки в другую, они также спо- собствуют уменьшению заторов на дорогах, повышению уровня безопасности и снижению негативного воздействия на окружающую среду в городских районах. Однако технический про- гресс сопровождается определенными риска- ми. В случае с интеллектуальными транспорт- ными системами (ИТС) эти риски могут быть значительными. Организация Consumer Watch- dog в своем отчете 1 отметила, что последствия крупномасштабного взлома транспортной инфраструктуры могут быть сопоставимы с тра- гическими событиями 11 сентября 2001 г. Согласно выводам разных исследовательских компаний 2 , количество умных автомобилей на дорогах с 2020 г. увеличилось на 40%. Этому поспособствовало развитие сетей 5G и расту- щий интерес производителей к интеллектуаль- ным транспортным системам, которые помо- гают городским администрациям и водителям экономить время и деньги, повышать безопас- ность на дорогах и снижать выбросы углекис- лого газа. Но что такое современная ИТС? Согласно иссле- дованию Trend Micro, современная ИТС включа- ет объекты из шести категорий: 1. Транспортные средства. Умные, или автоном- ные, автомобили с доступом к сети "Интернет" для взаимодействия с другими транспортными средствами и элементами инфраструктуры. Автономные машины дополнительно оснащены камерами, лидарами, сенсорами и системами геолокации. 2. Системы мониторинга дорожной обстановки. Реализуются с помощью камер, различных дат- чиков и придорожных метеостанций, передаю- щих данные в единый центр управления для отслеживания ситуации в реальном времени. 3. Системы управления движением. Эти устрой- ства не только собирают данные, но и контро- лируют движение транспортных потоков, управляют светофорами, шлагбаумами на железнодорожных переездах, электронными дорожными знаками и системами автоматизи- рованного сбора платы. 4. Платежные системы и приложения. Ответ- ственны за автоматический сбор средств и управление финансовыми потоками, снижая расходы на инфраструктуру. Это включает RFID- метки, платежные автоматы и системы продажи электронных билетов. 5. Системы общего управления. Обширная категория, охватывающая централизованные системы контроля дорожного трафика, парко- вок, интеграцию водного и воздушного транс- порта, управление строительством и ремонтом, центры экстренной помощи, туристическую информацию и общественный транспорт. 6. Системы связи и коммуникации. Обмен дан- ными – ключевой элемент ИТС, требующий координированной передачи информации в понятном формате. Включает системы пере- дачи данных V2V (между транспортными сред- ствами), V2I (между транспортными средства- ми и инфраструктурой), I2I (между элементами инфраструктуры), а также сайты, приложения и социальные сети для размещения важной информации и объявлений. Основные категории рисков и угроз в сфере ИТС Хотя физические атаки считаются менее опас- ными по сравнению с компьютерными угроза- ми, их последствия могут быть значительными. Физические риски Элементы ИТС часто располагаются на обочи- нах дорог и автомагистралях, что делает их уязвимыми для физического вмешательства или вандализма. Киберпреступники могут получить доступ к датчикам, портам и антен- нам, установленным вдоль дорог. Важный элемент, подверженный рискам, – интерфейс CAN (Controller Area Network), который используется умными транспортными сред- ствами для обмена информацией. Недавние исследования показали 3 , что киберпреступни- ками могут быть не только неизвестные третьи лица. К примеру, автомеханик, обслуживаю- щий ваш автомобиль в мастерской, тоже может представлять угрозу, имея доступ www.secuteck.ru август – сентябрь 2024 Петр Метёлкин Директор центра стратегического анализа департамента проектного управления ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Изображение от fanjianhua на Freepik --https://ru.freepik.com Информационная безопасность в сфере интеллектуальных транспортных систем Развитие технологий привело к тесной связи транспортных систем с новым техниче- ским оснащением. Автоматизация, системы контроля и мониторинга, платежей – все это очень удобно, экономит много времени и денег, но вместе с тем заставляет заду- маться о безопасности. Что делать, если автоматика даст сбой или подвергнется взлому? Давайте ознакомимся с видами рисков и угроз, правовыми моментами и подумаем, как можно предостеречь или свести к минимуму в первую очередь последствия кибератак 1 https://www.federaltimes.com/critical-infrastructure/2017/08/23/report-critical-infrastructure-under-risk-of-911-level-cyber-attack/ 2 https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2021 3 https://www.nhtsa.gov/sites/nhtsa.gov/files/documents/vehicle_cybersecurity_best_practices_01072021.pdf
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw