Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 40 А втором многократно делался акцент на социальной и экономической важности городского общественного транспорта. Ведь именно транспорт является одновременно при- чиной и следствием развития городов, особен- но крупных мегаполисов. Без транспорта никуда Наряду с такими базовыми отраслями, как про- мышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России. Для этого используются транс- портные средства (подвижной состав), пути сообщения, топливо и электроэнергия. Поэтому без работы транспорта невозможно функциони- рование остальных отраслей экономики. Продукцию транспорта измеряют в тоннах доставленного груза, услуги транспорта – в коли- честве перевезенных пассажиров, а работу, соот- ветственно, в тонно-километрах и пассажиро- километрах. Показатели "грузооборот" и "пасса- жирооборот" не отражают продукцию транспор- та, а показывают результаты его работы. Одной из основных задач транспорта является своевременная и безопасная доставка грузов и пассажиров. К факторам, влияющим на качество перевозок, относятся сохранность, доступность по времени, точность, регулярность, надежность, уровень комфортности, состав и качество допол- нительных услуг грузоотправителям и пассажи- рам в пунктах отправления и прибытия. Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тор- мозом в развитии экономики. Недоучет роли транспорта в экономике приво- дит к отставанию отдельных отраслей промыш- ленного производства и сельского хозяйства. Плохие дороги (или их отсутствие) не позво- ляют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реа- лизации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрица- тельно сказаться на их здоровье и работоспо- собности. Транспорт участвует в производственном про- цессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественно- го производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его пере- мещение к месту потребления. При этом следу- ет иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех пред- приятиях, которые он обслуживает, то есть в определенных случаях он является составной частью технологического процесса производ- ства данного продукта. Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров – он активно воздействует на весь процесс расши- ренного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производ- стве и в сфере потребления, на складское хозяй- ство и т.д. Таким образом, транспорт способству- ет прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрас- ли. Кроме того, он является единственным сред- ством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система "деньги – товар – деньги", на которой строится любая экономика. Ранняя транспортная безопасность Протяженность территории нашего государства и необходимость в постоянном обеспечении высокого уровня безопасности транспортных коммуникаций – это основные факторы, кото- рые способствовали зарождению отрасли в нашей стране на пороге открытия обществен- ного транспорта. Кроме того, была разработана необходимая нормативная база, обеспечивающая безопас- ность на транспорте. В начале XIX века в Россий- ской империи существовала сельская и город- ская полиция, а также органы полиции на транс- порте, действовавшие независимо от сельской, городской полиции и местной администрации. Позднее борьба с преступностью на транспорте перешла в сферу полномочий жандармских полицейских управлений железных дорог, функ- ционировавших при Отдельном корпусе жан- дармов. После Октябрьской революции 1917 г. повысилась актуальность вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности. Подразделения транспортной безопасности не раз меняли ведомственную принадлежность, но исполняемые ими функции всегда обладали огромным значением. Стоит отметить, что транспортной безопасности в ХХ веке и близко не уделяли такого внимания, как сейчас, а каждый новый акт незаконного вмешательства (в том числе террористический акт) на транспорте заставлял государства менять свое отношение к вопросам защиты населения на транспорте. Истоки современной транспортной безопасности На протяжении ХХ века защита транспорта не притягивала к себе столь пристального внима- ния. Исключением являлся воздушный транс- порт, где технологии досмотра и выявления опасных предметов и веществ, нарушителей начали выходить на передний план. Этому спо- собствовали захваты и угоны самолетов и ана- лиз подобных событий. Поворотным моментом в мировой истории стала серия из четырех террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. в США чле- нами террористической организации "Аль- Каида". По официальным данным, жертвами терактов стали 2 977 человек, среди погибших были граждане США и еще 91 государства. События 11 сентября повлекли за собой обшир- ные политические, экономические и социальные последствия по всему миру. Произошедшее заставило большинство стран пересмотреть свое отношение к вопросам обеспечения транспорт- ной безопасности не только в сфере авиации, но и на всех видах транспорта. Отечественная история начала ХХI века тоже насчитывает немалое количество совершенных террористических атак, поэтому начало вектора развития транспортной безопасности было совершенно оправданным и ожидаемым. Одним из первых шагов стало издание Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму", благодаря которому в целях совершенствования госу- дарственного управления в области противо- действия терроризму был образован Нацио- нальный антитеррористический комитет и анти- террористические комиссии в субъектах Рос- сийской Федерации. Мощный толчок развитию придало издание Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определившего целями обеспечения транспортной безопасно- сти устойчивое и безопасное функционирова- ние транспортного комплекса, защиту интере- сов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Благодаря Федеральному зако- ну № 16-ФЗ начала создаваться нормативная правовая база, начали развиваться профильные направления деятельности (специализирован- ные и аттестующие организации, учебные цент- август – сентябрь 2024 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности Транспортная безопасность: вчера, сегодня, завтра Статья посвящена исследованию основных аспектов транспортной безопасности, истокам возникновения данной отрасли в России, дается оценка развитию ее основ- ных направлений

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw