Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 41 ры), началось оснащение объектов транспорта и транспортных средств инженерно-техниче- скими средствами. После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 "О созда- нии комплексной системы обеспечения без- опасности населения на транспорте", который стал реакцией на теракты в Московском метро- политене, был разработан комплекс мер по антитеррористической защищенности. В основу комплексной программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона № 16-ФЗ, определяющего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в стране. Значительная часть нормативных актов, регули- рующих рассматриваемую сферу, была разра- ботана и принята в 2009–2010 гг. (после взры- ва "Невского экспресса"). Второй толчок, поспо- собствовавший ускорению законотворческого процесса, имел место в 2011 г. – теракт в Домо- дедово. После этого события Минтрансом Рос- сии были изданы приказы, устанавливающие требования по обеспечению транспортной без- опасности по каждому виду транспорта, кото- рые запустили механизм реализации Феде- рального закона № 16-ФЗ. В результате такого ускоренного и форсирован- ного процесса разработки и утверждения нор- мативной базы в сфере обеспечения транспорт- ной безопасности сложилась ситуация, когда выполнение установленных требований сопря- жено с определенными трудностями, а иногда и вовсе невозможно. Во многом это объясняет- ся наличием в законодательных актах большого количества изъянов и противоречий, что опять же возникает из-за неравномерного толчкооб- разного темпа развития. Эволюция безопасности на транспорте Безопасность перевозки включает в себя без- опасность для людей и окружающей среды, а также безопасность самих транспортных средств. Одним из приоритетных направлений деятельности как внутренней, так и внешней политики современной Российской Федерации является бесперебойное функционирование транспортной отрасли и поддержание нацио- нальной безопасности. За 15 лет истории современной транспортной безопасности, если вести свой отчет начиная с Федерального закона № 16-ФЗ, в развитии безопасности на транспорте не было каких-то революций и радикальных изменений. Все, что происходило с отраслью, является эволюцией – постепенным развитием общества, которое ускорялось государством за счет реформ. Можно классифицировать рассматриваемую отрасль с разных сторон. Постараемся выделить основные субъекты (участников) общественных отношений в сфере транспортной безопасности: 1. Государство. Оно контролирует все области экономики и является самым главным участни- ком этого процесса. Государство осуществляет нормотворчество и контроль за исполнением устанавливаемых норм и правил. Среди основ- ных участников стоит выделить Минтранс России и его подведомственные организации: Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот, Росавиацию, Ротранснадзор и ЗащитаИнфоТранс. 2. Субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) и перевозчики. Осуществление функции перевозки грузов и пассажиров всегда было и будет основой транспорта. Данную функцию выполняют различные субъекты транспортной безопасности, которые владеют объектами транспорта, и (или) перевозчики, которые владеют или арендуют транспортные средства. В настоящее время функция обеспечения без- опасности выделяется наряду с главной функ- цией перевозки. СТИ разрабатывают докумен- тацию по обеспечению безопасности своих объектов и транспортных средств и реализуют различные обязательные требования, установ- ленные государством. 3. Специализированные организации. Прове- дение оценки уязвимости объектов транспор- та – это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмеша- тельства. Оценку уязвимости проводят спе- циализированные организации, которые про- ходят процедуру аккредитации для данного вида деятельности, а заказчиками являются СТИ и перевозчики. Согласованием и утвер- ждением занимаются Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот и Росавиация – по видам транспорта. 4. Учебные центры, органы аттестации и атте- стующие организации. Процедура определения текущей квалификации, знаний и умений работников помогает оценить соответствие спе- циалиста занимаемой должности, в том числе уровень профессиональной подготовки, с даль- нейшим присвоением квалификационного раз- ряда. 5. Органы сертификации. Процесс удостовере- ния соответствия оборудования нормам, уста- новленным законом о техрегулировании, а также требованиям госстандартов и техрегла- ментов для продукции такого рода, осуществ- ляется различными органами сертификации: ФСБ России, МВД России, МЧС России, Россвя- зью, Минтрансом России. 6. Подразделения транспортной безопасности. Это осуществляющие защиту объектов транс- портной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с СТИ) подразделения ведомственной охраны феде- ральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юриди- ческие лица. Данная классификация приведена для понима- ния того, к чему пришла отрасль транспортной безопасности с момента ее первичного возник- новения и эволюции до современного этапа развития. Транспортная безопасность – сформированный юридический институт Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" провозглашает шесть основных задач обеспечения транспорт- ной безопасности: l нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной без- опасности; l определение угроз совершения актов неза- конного вмешательства; l оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; l категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; l разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; l разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. В сложившейся обстановке основные задачи обеспечения транспортной безопасности, обо- значенные государством, остаются неизменны- ми. В то же время требуется уделить особое внимание актуализации перечня угроз совер- шения актов незаконного вмешательства, с уче- том развития информационных технологий, совершенствования инженерных и технических средств, применяемых потенциальными нару- шителями. После данной актуализации можно будет гово- рить о корректировке остальных задач в целях соответствия системы применяемых мер по антитеррористической защищенности реаль- ным действующим угрозам. Сегодня можно смело утверждать, что транс- портная безопасность является сформирован- ным юридическим институтом. Фундамент законодательной базы заложен, создаются новые нормы закона, совершенствуются старые. К тому же сформированы основные направле- ния развития отрасли: обучение и аттестация сотрудников, производство и сертификация технических средств охраны, работа подразде- лений транспортной безопасности, оценка уязвимости и разработка планов обеспечения безопасности и пр. Обеспечение транспортной безопасности транс- портного комплекса от потенциальных внутрен- них и внешних угроз несанкционированного вмешательства в его деятельность имеет важное стратегическое значение для государства. Транспортная инфраструктура всегда будет при- влекательной мишенью для террористических атак в связи с наличием высокой концентрации человеческих ресурсов и возможностью причи- нения вреда жизни и здоровью людей, нанесе- ния материального ущерба экономике страны, что, как следствие, вызовет необходимый для достижения целей терроризма общественный и политический резонанс. Несмотря на то что с течением времени одни производственные процессы приходят на смену другим, транспорт всегда будет одной из глав- ных отраслей экономики любого государства. Вот почему обеспечение безопасности данного направления будет всегда представлять повы- шенный интерес. К сожалению, представители транспортных компаний и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопас- ности крайне редко привлекаются в качестве экспертов для разработки научно-практических подходов, методик, моделей, стратегий, кото- рые в дальнейшем пополнят нормативную базу и будут носить общеобязательный характер. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw