Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 77 4) результаты применения предусмотренных ч. 6 ст. 15 настоящего Федерального закона способов обоснования соответствия архитек- турных, функционально-технологических, кон- структивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению без- опасности зданий, сооружений, процессов, осу- ществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоя- щим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации". СТУ исключены! Ст. 8. "Требования пожарной безопасности" изложена в следующей редакции: "Пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечи- вается в соответствии с требованиями Феде- рального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности". Из регламента исключаются иные требования пожарной безопасности, теперь это компетен- ция ФЗ-123! В связи с этим требования пожарной безопасно- сти, ранее содержащиеся в сводах правил, под- готовленных Минстроем России в соответствии с ФЗ-384, должны быть включены и в перечень документов в области стандартизации, в резуль- тате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-123 (требуется внесение изменений в приказ Росстандарта №318 от 12.02.2023 г.). Ст. 15 абзац 1 ч. 6 изложена в редакции: "Лицо, осуществляющее подготовку проектной доку- ментации здания, сооружения, вправе обосно- вать соответствие архитектурных, функциональ- но-технологических, конструктивных, инженер- но-технических и иных решений и мероприя- тий, содержащихся в этой проектной докумен- тации, требованиям, установленным настоя- щим Федеральным законом, в том числе в слу- чае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в ст. 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов: 1) результатами исследований; 2) расчетами и (или) испытаниями, выполнен- ными по сертифицированным или апробиро- ванным иным способом методикам; 3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных при- родных процессов и явлений и (или) техноген- ных воздействий; 4) оценкой риска возникновения опасных при- родных процессов и явлений и (или) техноген- ных воздействий". Таким образом, термин СТУ из технического регламента исключается, а заказчику предо- ставляется возможность самостоятельно опре- делять состав нормативных требований. 2. В рамках изменений законодательства при- няты изменения и в "добровольный перечень" к 384-ФЗ "Технический регламент о безопасно- сти зданий и сооружений". Приказ Росстандарта от 27 апреля 2024 г. № 1112 "О внесении изменения в приказ Феде- рального агентства по техническому регулиро- ванию и метрологии" от 2 апреля 2020 г. №687. Внесены изменения в перечень документов, в результате применения которых на доброволь- ной основе обеспечивается соблюдение требо- ваний Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопас- ности зданий и сооружений". Всего в новый "добровольный перечень" к 384-ФЗ вошли 684 документа по стандарти- зации. Предыдущий перечень, включал 653 документа. В раздел сводов правил по пожарной безопасности были внесены все вновь утвержденные на тот момент изменения к сво- дам правил МЧС России: СП 1.13130.2020, СП 2.13130.2020, СП 7.13130.2013, СП 8.13130.2020, СП 155.13130.2014, СП 156.13130.2014, СП 240.1311500.2015, СП 364.1311500.2018. Вывод Подводя итог, следует отметить единство позиции двух ведомств относительно введе- ния в практику такого документа, как стандарт организации. Стандарты должны быть согла- сованы в установленном порядке (для каждо- го ведомства свой!) и в дальнейшем стать важным инструментом для гибкого проекти- рования. Вместе с тем такой инструмент, как специальные технические условия (СТУ), по мнению Минстроя, является избыточным и должен быть исключен, при этом позиция МЧС России заключается в том, что СТУ не только важны, но и законодательно отнесены к нормативным документам в области пожар- ной безопасности (вместе со стандартом организации). Оба ведомства в своих техни- ческих регламентах (ФЗ-123 и ФЗ-384) апел- лируют к активному применению результатов исследований, расчетов и испытаний, однако их широкое использование при проектирова- нии противопожарной защиты существенно ограничено отсутствием достаточного количе- ства апробированных методик, которые при- нимались бы органами экспертизы. В этом направлении и МЧС России, и Минстрою еще предстоит поработать. n В рамках мероприятия специалисты МЧС Рос- сии, иностранные коллеги, а также предста- вители российских фирм – производителей пожарно-спасательного оборудования обменя- лись мнениями по актуальным вопросам в области борьбы с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Кроме того, иностранным гостям были продемонстри- рованы отечественные пожарно-спасательные технологии, а также реагирующие, образова- тельные и научные подразделения. В рамках программы конференции от института выступил главный научный сотрудник отдела специальных исследований ФГБУ ВНИИПО МЧС России, доктор технических наук, профес- сор Николай Копылов с докладом "Современ- ные технологии с использованием самовспени- вающейся газоаэрозоленаполненной пены для тушения пожаров нефтепродуктов". Николай Петрович подчеркнул проблематику малой эффективности тушения пожаров нефте- продуктов в резервуарах с использованием классической технологии, основанной на при- менении пеногенераторов, как при подаче воз- душно-механической пены "сверху" на поверх- ность горящей жидкости, так и в слой горючего (подслойным способом) на резервуарах боль- ших объемов. Рассказал о предлагаемой техно- логии пожаротушения, решающую данную про- блематику. Технология уже прошла многолет- ний цикл стендовой отработки на установках с запасом огнетушащего вещества от 10 до 7 500 л, апробирована при тушении различных нефте- продуктов, включая полярные жидкости, реали- зована в опытно-промышленных установках, прошедших серию успешных огневых натурных испытаний на резервуарах объемом 5 тыс. куб. м и 20 тыс. куб. м на полигоне Оренбургского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Для наглядности эффективности применения технологии пожаротушения для гостей и участ- ников конференции был продемонстрирован видеофильм. Старший научный сотрудник отдела робототех- ники научно-исследовательского центра пожар- ной техники и пожарной автоматики ФГБУ ВНИИПО МЧС России Евгений Павлов выступил с докладом "Опыт разработки и применения мобильных робототехнических комплексов пожаротушения для тушения крупных пожаров, в том числе нефтегазового комплекса". Он отметил, что одним из перспективных направлений является разработка робототехни- ческого средства для прокладки рукавных линий в автоматизированном режиме для обес- печения бесперебойной подачи огнетушащих веществ, а также о планируемом создании роботодрома на полигонной базе Оренбургско- го филиала ВНИИПО. n Источник: www.vniipo.ru www.secuteck.ru август – сентябрь 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Специалисты ВНИИПО МЧС России приняли участие в Международной научно-практической конференции 27–28 августа 2024 г. на базе ВНИИ ГОЧС прошла Международная научно-практиче- ская конференция "Обеспечение безопасности нефтяных объектов", в которой при- няли участие более 100 представителей нефтегазовой отрасли, в том числе из Катара, Бахрейна, Ирака, Алжира, ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и ЮАР

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw