Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 88 П окупка билета означает заключение дого- вора между перевозчиком и пассажиром, при этом у каждой из сторон возникают права и обязанности друг перед другом. Особенно это взаимодействие актуально в вопросах осу- ществления перевозчиком безопасности своих объектов, ведь проводимые мероприятия ино- гда мешают комфорту пассажира. Давайте раз- беремся, к чему нужно быть готовым любому пассажиру при использовании общественного транспорта. Запрос на комфорт Большинство людей с удовольствием относятся к путешествиям. Когда ты пассажир и тебе не нужно думать о дороге, ты можешь сполна насладиться всеми ее прелестями, побыть в своих мыслях или увидеть нечто новое. Поэтому для нас так важен комфорт, даже если ехать предстоит всего одну остановку. Мы стараемся выбрать заранее или занять хорошее посадоч- ное место в приятном окружении для того, чтобы ничто или никто не отвлекали нас от путе- шествия, позволяя нам в процессе поездки заниматься приятным делом. Комфорт – это то, что мы ищем и ждем от транспорта. Поэтому если наши ожидания не оправдываются и нас принуждают делать те или иные действия, да еще и заставляют чувствовать себя подозреваемым нарушителем, это мгно- венно вызывает в нас негатив, а о комфортном путешествии уже не может идти и речи. Сколько раз вы были свидетелем или даже участ- ником конфликта между пассажиром и предста- вителем перевозчика (водителем, бортпровод- ником или стюардессой), когда каждая сторона пыталась напомнить другой о ее обязанностях? Ведь в моменты внутреннего негатива в каждом пассажире просыпается настоящий адвокат, уве- ренный в себе и во всех законах мира вне зави- симости от природы возникшего конфликта. Остановимся на правах и обязанностях в сфере обеспечения безопасности на транспорте, кото- рые так или иначе влияют на технологические процессы транспорта и комфорт пассажиров. Столкновение с законом Мы сталкиваемся с законом на каждом шагу: заходя в магазин, мы имеем право выбрать любой товар, но это накладывает на нас обязан- ности покупателя; приходя на футбольный матч, мы имеем право наслаждаться матчем, но это накладывает на нас обязанности болельщи- ка. То же самое происходит и с транспортом: когда мы оплачиваем билет, то у нас возникает право воспользоваться услугами транспортного средства и его персонала, но у нас также появляются определенные обязанности перед перевозчиком и его сотрудниками. Данные обя- занности относятся в первую очередь к береж- ному отношению к имуществу перевозчика, а также к правилу проследовать из пункта А в пункт Б, не нарушая никаких предписанных норм. Данные нормы могут быть установлены госу- дарством в форме федеральных законов, постановлений Правительства РФ или ведом- ственных приказов, а также в виде регламентов самого перевозчика, если они не противоречат действующему законодательству. Вряд ли кого-то сегодня может удивить обору- дование для контроля обеспечения безопасно- сти на транспортных объектах. Стала привыч- ной и процедура прохождения досмотра, напо- минающая нам аналогичные мероприятия из авиационной безопасности, но в упрощенном режиме. Несмотря на это, конфликтные ситуации между работниками досмотра и пассажирами все же происходят. Случаются и превышения служеб- ных полномочий со стороны работников без- опасности, но подчас пассажиры, оперируя своими правами и превосходством над людьми в форме, не понимают, что те также наделены законными правами и обязанностями в обес- печении безопасности, а также полномочиями недопуска пассажира при нарушении им дан- ных правил. Основными документами по соблюдению пра- вил безопасности на объектах транспорта для пассажира являются: l постановление Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208 "Об утверждении тре- бований по соблюдению транспортной без- опасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах без- опасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядер- ным реактором либо судов и (или) иных пла- вучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфра- структуры"; l приказ Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности". В обязанности перевозчика входит качествен- ное информирование пассажиров, включающее размещение данных законодательных требова- ний на объектах транспорта – выдержек из законов в части, касающейся обязанностей пас- сажира, а также по уголовной и администра- тивной ответственности, предусмотренной за нарушения. Пассажир обязан Для начала остановимся на требованиях поста- новления Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208, в соответствии с которым физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспорт- ном средстве (ОТИ или ТС), обязаны: а) осуществлять проход (проезд) в зону транс- портной безопасности в соответствии с прави- лами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обес- печения транспортной безопасности, включаю- щими перечень необходимых документов, уста- навливаемыми Минтрансом России по согласо- ванию с МВД России и ФСБ России; б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препят- ствующих выполнению ими служебных обязан- ностей; август – сентябрь 2024 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции https://investinorenburg.ru/ О роли пассажиров в обеспечении транспортной безопасности При поездках на общественном транспорте мы периодически сталкиваемся с кон- фликтными ситуациями, заставляющими вспомнить о своих правах. В свою очередь, мы нередко забываем или вовсе не знаем о своих обязанностях перед перевозчиком. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw