Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2024

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 89 в) информировать силы обеспечения транс- портной безопасности о событиях или дей- ствиях, создающих угрозу транспортной без- опасности ОТИ или ТС. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 пассажиры также наделены кругом обя- занностей при соблюдении договора перевозки (проездного билета). Требования носят обяза- тельный характер исполнения, имеют меры пресечения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ, в случае их нарушения. Приказ также предусматривает порядок прове- дения досмотровых мероприятий, обязатель- ный для исполнения работниками досмотра. При нарушении предписанных правил перевоз- чик вправе расторгнуть договор перевозки в одностороннем порядке, не допустив пасса- жира к дальнейшему следованию транспортом. Законодатель накладывает обязанности не только на пассажиров, но также на лиц, кото- рые по какой-то причине оказались на транс- порте (провожающие либо посетители вокза- ла). В жизни это недопонимание приводит ко многим конфликтам, ведь некоторые считают, что раз они не пассажиры, то не должны под- вергаться досмотру и соблюдать прочие пра- вила. Пассажиру запрещается Физическим лицам, следующим либо находя- щимся на ОТИ или ТС, запрещается: а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещен- ные или ограниченные для перемещения на ОТИ или ТС; б) препятствовать функционированию техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности, расположенных в зоне транспортной безопасности; в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уве- домления сил обеспечения транспортной безопасности и прохождения процедуры досмотра; г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционирова- нию транспортного средства или ограничиваю- щие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также действия, направленные на повреждение (хищение) эле- ментов ОТИ или ТС, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструк- туры или подразделения транспортной безопас- ности, пассажиров и других лиц; д) передавать документы сторонним лицам, предоставляющие право прохождения про- цедуры досмотра в особом порядке, для про- хода (проезда) в зону транспортной безопас- ности; е) осуществлять проход (проезд) в зону транс- портной безопасности ОТИ или ТС вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфра- структуры или перевозчиком проходов (про- ездов); ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятель- ность ОТИ или ТС; з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспече- ние транспортной безопасности на ОТИ или ТС. Между правилами и личным комфортом Таким образом, мы видим, что работники служб безопасности имеют законные основания требовать тех или иных действий со стороны пассажиров, если эти действия направлены на обеспечение транспортной безопасности. Никогда нельзя исключать человеческий фак- тор, ведь люди, которые пренебрежительно относятся к закону или выполнению обязанно- стей, могут встретиться как среди пассажиров, так и среди перевозчиков. Опасность может представлять и банальное превышение полномочий со стороны работни- ков досмотра. Поэтому законодатель пред- усмотрел для перевозчиков требование по раз- мещению данных правил на объекте транспорта на видном месте в наглядной форме. В случае если пассажир не ознакомился с правилами нахождения на транспорте и неосознанно нару- шает эти правила, то, как мы все знаем, незна- ние закона не освобождает от ответственности его нарушения. Мы все привыкли к тому, что в аэропорт необхо- димо приехать не менее чем за 1,5–2 часа до вылета. Связано это с тем, что до вылета нам нужно успеть не только упаковать багаж, прой- ти регистрацию, дождаться в зоне вылета, но и пройти досмотр. Мы прекрасно понимаем, что кроме нас в аэропорту будет много других людей, это создаст определенную очередь на досмотре, а значит, лучше выехать заранее. Действия самих работников досмотра, их пол- номочия, их квалификация редко у кого вызы- вают вопросы, тем более когда мы знаем, что на авиабилет потрачены значительные средства, а работник досмотра имеет право при выявле- нии оснований не только не допустить вас на рейс, лишив денег, потраченных на билет, но и передать вас правоохранительным органам. При этом сотрудник аэропорта не обязан иметь какие-то неопровержимые факты вашей вины в подготовке террористического акта. Работники досмотра на воздушном транспорте являются обученными и аттестованными лицами в своей области, поэтому при выявлении в поведении человека, в его багаже или в ручной клади опре- деленных признаков совершения акта незакон- ного вмешательства (АНВ) они имеют право либо провести дополнительное обследование, что может привести к вашему опозданию на самолет, либо и вовсе отказать вам в допуске в аэропорт. Все это для нас давно является нормой. На других же видах транспорта совершенно иная картина. Почему так? Причин много, но, пожалуй, глав- ная из них – время. Авиационная безопасность как отдельный комплекс мер, предназначенных для защиты гражданской авиации от АНВ, существует несколько десятков лет. Реализация обязательных требований авиаперевозчиками выработала в нас как в пассажирах определен- ные привычки. Транспортная безопасность иных видов транспорта активно развивается чуть более десятка лет. Еще 15 лет назад на железнодорожных, реч- ных, морских, автодорожных вокзалах и стан- циях метрополитена отсутствовали пункты досмотра, а значит, можно было приехать непосредственно перед отправкой транспорта. Сейчас картина изменилась. Конечно, мы не приезжаем за 1,5 часа, как в аэропорт, но минут 5–10 на досмотр мы должны предусмат- ривать. Практически на всех объектах транспор- та сейчас имеются технические средства досмотра (стационарные и ручные металлоде- текторы, газоанализаторы, детекторы паров взрывчатых веществ и пр.), а потому пассажиры должны более тщательно подходить к вопросу выбора вещей своей ручной клади и багажа во избежание неприятных ситуаций. Еще одной причиной недовольства некоторых людей при прохождении досмотра на различ- ных видах транспорта, кроме воздушного, является его повседневность. Как правило, авиаперелет для подавляющего большинства людей является скорее редким исключением, чем регулярным действием. Поездки на метро и железнодорожных поездах для многих – часть каждодневной рутины, поэтому меро- приятия по досмотру, включающие обследова- ние человека и его ручной клади техническими средствами и работником досмотра, случаются здесь намного чаще. Третьей, но не последней причиной является то, что в связи с накопленным за десятки лет опы- том в области авиационной безопасности боль- шинство аэропортов построено либо рекон- струировано так, чтобы было возможно осу- ществлять тщательный досмотр 100% населе- ния, а для самих пассажиров было достаточно места для ожидания. К сожалению, не всегда нечто подобное возможно реализовать на неко- торых объектах других видов транспорта. Например, некоторые вестибюли станций мет- рополитена в Москве и Санкт-Петербурге обо- рудованы в многоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях расширения площади для досмотра весьма проблематично. Это приводит к выборочному досмотру со сто- роны перевозчиков и к недовольству самих пас- сажиров работниками досмотра из-за столпо- творения в час пик. Заключение Вопросы безопасности при обеспечении пасса- жирских перевозок отрегулированы государст- вом: для перевозчиков предусмотрен целый свод законов, за соблюдением которых следят контрольно-надзорные органы. Однако особую важность приобретает содействие со стороны пассажиров, направленное в конечном итоге на устойчивое и защищенное функционирование транспорта страны. Существующие требования, предъявляемые к пассажирам в вопросах обес- печения безопасности транспортного комплек- са, являются целесообразными и абсолютно обоснованными. n Иллюстрация предоставлена автором. www.secuteck.ru август – сентябрь 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw