Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 109 www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 Ч то ни день, то каждый из нас получает одно-два СМС - с о о бще н и я (в зависимости от места проживания) о введении в регионе режима беспилотной опасности и в связи с этим об ограничении Интернета. В резуль- тате в магазинах обслуживают только за налич- ные деньги, вызвать такси можно только по телефону, короче говоря, функционируют толь- ко те системы, которые не связаны с интернет- технологиями и современными гаджетами. В общем, как в прекрасном мультфильме про Гену и Чебурашку: "Строили, строили…" и в конце все отключили. Коллапсом это не назо- вешь, но в то же время доставляет всем массу неудобств, в том числе и материальных. Установка и оборудование убежищ, всевоз- можные виды пассивной защиты объектов, привлечение средств радиоэлектронной борь- бы… Понятно, что все это делается для нашей же безопасности, но в чем смысл отключения Интернета, остается загадкой. И никаких офи- циальных разъяснений на этот счет нет. А при отсутствии информации каждый домыс- ливает и понимает происходящее по-своему. На этой почве рождаются различные предпо- ложения, порой перерастающие в мифы. Предположение первое: дрон летит и управляется по Интернету Управление дрона через Интернет предполага- ет задержки при отправке/получении сигнала. И эта задержка не доли секунды, а может доходить до нескольких секунд. Это в лучшем случае. А за две секунды (это в лучшем случае) дрон при скорости, допустим, 100 км/час уже пролетит 54 м. То есть вы уже не попадете не то что в форточку, но и в "молоко". Поэтому, честно говоря, было бы сомнительно ориентироваться на то, что беспилотник полу- чит доступ к сети Ethernet через определенную вышку сотовой связи, далее у него установится связь с оператором, но связь, подчеркиваю, с задержкой и без гарантии самой связи, если есть проблемы с регистрацией СИМ-карты. Следует понимать, что чем быстрее меняется картинка, тем выше потребуется скорость передачи информации по сети Ethernet. Если же летит беспилотник самолетного типа, у него картинка, может, и не такая динамич- ная, но при завершении его маршрута качество изображения растет, а изображение меняется более динамично. Это означает, что объем передаваемой информации становится боль- ше. Соответственно, и канал должен быть больше, так как трафик увеличивается. Получается, что беспилотники должны летать с российскими СИМ-картами, зарегистрирован- ными на определенного человека или привя- занными к какой-либо организации. То есть концы в воду не спрячешь. Поэтому надежнее посадить оператора рядом с объектом атаки, и когда в двух-трех километрах от него появится летательный аппарат, он просто возьмет управ- ление на себя. Без всякого Ethernet. Впрочем, пока еще не встречались серьезные аппараты, которые в качестве канала управления исполь- зуют мобильную связь. Если только не брать во внимание простеньких "домашних питомцев". Практика показывает, что беспилотники либо идут на радиомаяк, либо ими управляют в непо- средственной близости от объекта. Управлять через Интернет, конечно, можно, но только зачем заранее делать ставку на то, что миссия может закончиться в любой момент. Да и кто будет отправлять интернет-управляе- мый беспилотный летательный аппарат за много сотен километров туда, где Интернет в любой момент могут отключить? И зачем тогда надо было его туда посылать?! Все же понимают, что это занятие ненадежное. Поэтому используют не местный Интернет, а Starlink. Его-то нам не отключают, да и нет у нас к нему доступа. С системой Starlink тоже интересная ситуация. Допустим, у вас есть средства радиоэлектрон- ной борьбы. Но ваша "глушилка" воздействует радиоволнами на дрон снизу, а его антенна расположена на верхней части корпуса аппа- рата и нацелена наверх, на спутник. В этом случае давить беспилотник с помощью РЭБ неэффективно, зато создать всем неудобства – запросто. Но в этом случае речь может идти о локальной местности, а не о всей территории города. Второе предположение: чтобы нельзя было опубликовать в сети полет дронов Интернет отключают для того, чтобы никто не выложил в сеть заснятый полет беспилотника или место поражения дронами. В некоторых регионах страны такие действия счи- таются административным нарушением и карают- ся штрафом. Но одними административными мерами здесь не поможешь. Нужна широкая разъяснительная работа среди населения. Каж- дый гражданин должен понимать, что публика- ция в том или ином формате фото и видео пики- рующих летательных аппаратов и мест попадания с привязкой к местности может в дальнейшем создать угрозу для самих блогеров и членов их семей. И положительные примеры тому есть, правда, зарубежные. Журналисты рассказывали, что, снимая в Израиле телесюжет на городской улице в непосредственной близости от разбитого дроном здания, каждый второй прохожий инте- ресовался, что они тут снимают и не попадет ли в эфир место падения беспилотника. В результате им пришлось перенести место съемки. Иными словами, всеобщий самоосознанный внутренний контроль сильнее административного наказания. Запретить нельзя, а предотвратить, убедив всех в неправильности действий и их последствий, сложно, но можно. А куда долетело, знают мно- гие, и это факт. В том же Израиле во время ракетных и дроновых атак Интернет не только не глушат, наоборот, его используют в полной мере. Практически у каждого жителя страны в телефоне установлена программа, пред- упреждающая о ракетной опасности. Она же сообщает владельцу гаджета о перехвате летя- щих в район его нахождения смертоносных аппаратов. Иными словами, благодаря Интер- нету каждый человек может наблюдать в режи- ме онлайн, насколько опасно (или безопасно) находиться в том или ином районе. *** Понятно, что есть инструкция, ее выполнили, и спроса с чиновника нет. Только последствия прилета инструкциям не подчиняются. Сего- дня наивно думать, что, отключив Интернет, мы таким образом всех защитим. Дабы не домысливать, почему нет Интернета или поче- му отложены рейсы самолетов, надо не глу- шить информационные каналы, а наоборот, широко и повсеместно использовать их. Иначе получится у нас большое поле, и чем дальше в поле, тем больше будет "чудес". n Игорь Васильев Редактор раздела "Комплексная безопасность, периметровые системы", директор по инновациям и НИОКР компании "ЦеСИС" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Отключи Интернет и сиди "в домике"? В последнее время в связи с возросшими угрозами атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) во многих регионах России активно "глушат" мобильный Интернет. Защищают ли такие действия от БПЛА? Об этом рассуждает автор в этой статье. К аждый гражданин должен понимать, что публикация в том или ином формате фото и видео пикирующих летательных аппаратов и мест попадания с привязкой к местности может в дальнейшем создать угро- зу для самих блогеров и членов их семей.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw