Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
Б И З Н Е С . И Д Е И И М Н Е Н И Я 129 сервисов: мессенджер, почту, видеоконферен- ции, систему управления процессами, храни- лище и т.д. Многие российские производители также идут в ногу с этим трендом, создавая экоси- стему продуктов, часто добавляя приписку 365 к своему продукту. Но поскольку време- ни с момента активного импортозамещения прошло немного, такой подход часто выра- жается в том, что только ядро платформы стабильно, все остальное – в стадии актив- ной разработки. Более реальный путь на текущий момент – это "лоскутная архитектура", где каждый компонент системы (сеть, почта, видеоконференции, сред- ства защиты, СУБД и т.д.) подбирается по отдельности, с учетом зрелости и совместимо- сти. В каждой функциональной нише присут- ствует свой наиболее зрелый игрок, и часто это разные вендоры. Но нужно не забывать, что такой путь требует большей гибкости от архи- текторов решений, а также инвестиций в интег- рацию систем. Просчет №4: технику купили, а люди не готовы Другая важнейшая угроза импортозамеще- нию – кадры. Пример: VMware использовали 90%инфраструк- тур в РФ. По данным hh.ru , специалистов, указав- ших VMware в резюме, 85 тыс. А вот тех, кто знает Linux + oVirt + надстройки российского вендора, только 1 тыс. Это разница в 85 раз, и она напря- мую влияет на эксплуатационные риски. Инфраструктура, особенно ИБ-сегмент, требует специалистов нового профиля. Переход, напри- мер, с Windows на Linux без переподготовки приводит к снижению SLA, росту инцидентов, деградации сервисов. Для того чтобы преодолеть эту проблему, тре- буется задуматься как об обучении имеющейся команды системных администраторов, так и о ее расширении. Зачастую для эксплуатации решений требуется существенно больше ресур- сов, особенно если учитывать сказанное в пре- дыдущем разделе, где мы пришли к высокому разнообразию решений в инфраструктуре. И конечно, нужно не забывать про пользовате- лей. Можете себе представить, какой стресс они испытают, когда "в один понедельник" вместо привычного Windows на их рабочих компьюте- рах будет Linux? Четыре рекомендации для зрелого и безопасного перехода на отечественные решения 1. Выделенный проектный офис Импортозамещение не "побочная задача". Это отдельный портфель проектов, требующий системного подхода в организации и управле- нии. И для реализации такого портфеля тре- буются выделенные люди и наличие в команде как минимум роли менеджера портфеля про- ектов и архитектора систем. 2. Внешний консалтинг и пилоты Сегодня на рынке 30+ вендоров систем виртуа- лизации, 40+ производителей межсетевых экранов. Даже опытной внутренней команде затруднительно провести полноценный сравни- тельный анализ десятков вендоров. Выбор "по симпатии" или "по цене" – риск. Для более без- опасного выбора нужны: l технический аудит; l функциональное сравнение; l технико-экономическое обоснование; l пилотное внедрение. Только так можно избежать внедрения недора- ботанных или несовместимых решений. Такой объем аналитической работы компания, конеч- но, может выполнить сама, но это потребует существенных ресурсов. Альтернативой будет разделение работы: общую рамку и методоло- гию отразить в ТЗ силами внутренней команды, а рутинное написание документов, пилотирова- ние, сравнение передать подрядчику. 3. Приоритет – безопасность Начинать импортозамещение нужно с ИБ-сег- мента. Этот сегмент находится под наиболь- шим давлением нормативных документов и требований со стороны государства. В то же время решения в области ИБ зависят от анали- тики и сигнатур, поставляемых производителя- ми; ушедшие вендоры перестали адаптировать свои обновления и сигнатуры к ландшафту киберугроз России. Решения в области ИБ на российском рынке существенно более зрелые, чем многие ИТ- решения. Это позволяет для многих классов систем выполнить импортозамещение без поте- ри качества их работы. 4. Никаких внедрений без пилота Не существует "надежных" решений без провер- ки в реальной среде. Даже самые известные и громкие в информационном пространстве решения требуют адаптации под инфраструкту- ру. Пилот – обязательный этап, который помо- гает расставить все на свои места, отделить маркетинг от реальных возможностей. Заключение Импортозамещение – это не просто про техно- логии. Это про ответственность за бизнес-про- цессы, за пользователей, за соответствие закону, за устойчивость в условиях неопределенности. Заменить можно почти всё. Главное – сделать это осознанно и безопасно. n Иллюстрации предоставлены автором. www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Платформенная инфраструктура Лоскутная инфраструктура И мпортозамещение не "побочная задача". Это отдельный портфель проектов, требующий системного подхода в организации и управлении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw