Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 14 Г лавная проблема, с которой мы столкну- лись, – нежелание жителей платить за дополнительные сервисы, повышающие ком- форт. Люди не понимают ценности умного дома, пока он не сломается. Зато, как оказа- лось, жители более охотно платят за безопас- ность. Поэтому мы пересмотрели подход: системы, которые раньше входили в умный дом (домофония, видеонаблюдение, СКУД, биобезопасность, бесконтактный доступ), теперь вполне оправданно позиционируются как системы безопасности. Но мы не просто переименовали сервисы. Для того, чтобы ЖК были действительно безопас- ными, мы задумались о создании ситуацион- ных центров, в которых операторы смогут круглосуточно контролировать работу всех систем, эффективно анализировать данные и обеспечивать оперативное реагирование на инциденты. Технологическая основа: PSIM и видеоаналитика Для эффективного управления инцидентами мы внедрили PSIM (Physical Security Informa- tion Management) – систему управления событиями физической безопасности, кото- рая объединяет данные, поступающие от видеонаблюдения, домофонии, системы контроля и управления доступом (СКУД) и других, предоставляя оператору единую картину происходящего. Мониторить 200–300 камер вручную просто невозможно, поэтому мы дополнили систему видеоаналитикой. Данные видеонаблюдения попадают в PSIM-платформу, а она уже управляет всей полученной информацией и показывает ее оператору в эффективном доступном виде. Система автоматически выявляет подозрительные события: l посторонние на территории (например, чело- век без пропуска); l проникновение "на плечах" (когда злоумыш- ленник заходит за жителем); l нестандартное поведение (скопление людей, драки, распитие алкоголя). Примеры стандартных инцидентов, которые выявляет система Рассмотрим несколько типичных инциден- тов. Посторонний посетитель Человек попадает на территорию ЖК или в подъезд "на плечах". У него нет пропуска, он просто стоит у входа в подъезд и ждет, когда пройдет идентифицированный пользователь. Житель получает, в зависимости от стандарта жилого комплекса, доступ с помощью BLE (Blue- tooth Low Energy), карточки или Face ID. Когда дверь открывается, то другой человек спокойно заходит за жителем внутрь помещения. Видео- аналитика фиксирует факт вошедших людей, распознает жителя и идентифицирует незнако- мого человека как инцидент, имеющий высокий приоритет. Видеозапись этого случая сразу показывается оперативному дежурному в ситуационном центре, он может, во-первых, посмотреть в реальном времени, что происходит, во-вто- рых, ему сразу демонстрируется ролик про- исходящего за несколько секунд до текущего момента. В отличие от видеоаналитики, опе- ративный дежурный, как правило, может понять, пришел этот человек в гости или это злоумышленник, который пробрался на тер- риторию. Человек анализирует контекст, а видеоаналитика этого не понимает. Дежур- ный ситуационного центра видит, что идущие к подъезду были вместе и общались, делается вывод, что незнакомец – это гость, и инци- дент отбивается. Если же человек стоял в сто- роне и ждал, пока подойдет житель, это трак- туется как инцидент, за которым следуют соответствующие действия. Он может связать- ся голосом, заблокировать дальнейший про- ход и даже остановить работу лифта, причем делается это очень быстро нажатием одной кнопки. Таким образом, при обнаружении инцидента система приоритизирует его и передает опера- тору, который может: l просмотреть запись за несколько секунд до события; l оценить контекст (например, отличить гостя от злоумышленника); l принять меры: связаться через громкую связь, заблокировать проход, вызвать охрану. август – сентябрь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЦИФРОВОЕ ЖКХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ Игорь Краюшкин Руководитель лаборатории Smartbase ГК "Основа" PSIM-платформа управляет всей полученной информацией и показывает ее оператору в эффективном доступном виде Видеоаналитика фиксирует скопление людей, резкие движения и подсвечивает ситуацию оперативному дежурному Ситуационный центр ГК "Основа": первый опыт эксплуатации Группа компаний "Основа" уже более пяти лет активно внедряет системы умного дома в своих жилых комплексах (ЖК), руководствуясь корпоративным стандартом собственной разработки. Но умный дом мало построить, его важно правильно экс- плуатировать и поддерживать, иначе системы, построенные на IP-сетях, быстро при- ходят в негодность.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw