Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 15 Распитие спиртных напитков на детской площадке Видеоаналитика очень плохо распознает подоб- ный контекст, например с трудом может разли- чить, какая именно бутылка в руке. Зато она фиксирует такие вещи, как скопление людей, резкие движения, может определять пример- ный возраст: взрослый, подросток или ребенок. Видя скопление более трех человек, резкие движения, система видеоаналитики подсвечи- вает ситуацию оперативному дежурному, а он уже по контексту понимает, требует ситуация вмешательства или отбивки. Таким образом, оперативно решается проблема распития алкогольных напитков на детской пло- щадке посторонними людьми или подростками. Планы и реалии В процессе внедрения и начала эксплуатации ситуационного центра вскрылись скрытые про- блемы, которые были оперативно решены кор- ректирующими действиями. Разделение потока заявок Изначально мы предположили, что оператив- ный дежурный сможет совмещать функции без- опасности и диспетчера ЖКХ. Но это оказалось ошибкой. У оперативного дежурного есть спе- цифические навыки, определенный психологи- ческий склад, это не низкооплачиваемый сотрудник, а квалифицированный, имеющий специальную подготовку. Он быстро и правиль- но реагирует на различные инциденты в стрес- совых ситуациях, умеет общаться с представи- телями силовых структур, отдавать приказы и добиваться их безусловного выполнения от сотрудников безопасности. Загружать такого сотрудника бытовыми заявками оказалось пло- хой идеей. С подобными вопросами эффектив- но справляется сотрудник кол-центра. Проблема была решена с помощью разделения потоков данных: оперативный дежурный зани- мается только безопасностью, а заявки ЖКХ обрабатываются через Service Desk. Специализация оперативного дежурного: 1. Организация и контроль работы служб без- опасности на объекте. 2. Оперативное реагирование на инциденты. 3. Координация работы сотрудников службы безопасности и других профильных организа- ций. Дополнительные функции ситуационного цент- ра для ЖК: 1. Мониторинг работоспособности средств тех- нической безопасности. 2. Мониторинг работоспособности систем умного дома. 3. Удобная универсальная диспетчерская – служба одного окна. Специализация PSIM-платформы PSIM – продвинутый софт, который отлично справляется с безопасностью, но не подходит для управления заявками ЖКХ. Поэтому мы внедрили Service Desk с функциями: l учет активов с помощью CMDB (Configuration Management Database) – базы данных, пред- назначенной для хранения информации об элементах конфигурации и их взаимосвязях в ИТ-инфраструктуре организации; l маршрутизация заявок по рабочим группам и исполнителям; l управление остатками расходных материалов (например, сантехник забирает кран со скла- да, найдя его и сделав отметку об использо- вании через систему); l контроль SLA (Service Level Agreement, уро- вень обслуживания); l автоматизация документооборота (по факту выполненной заявки тут же создается техни- ческая карта, акты, рассчитывается стоимость, которая потом может корректироваться бух- галтерией, а первичные документы создаются и сразу попадают нужным исполнителям); l мобильное приложение и веб-интерфейс для исполнителей и пользователей. Встроенный BPML-движок (Business Process Modeling Language, язык для описания бизнес- процессов) позволяет настраивать разные алго- ритмы. Это оказалось очень полезным, потому что даже схожие процедуры на различных объ- ектах могут проходить по-разному и иметь свои особенности. Особые требования к инфраструктуре Даже очень развитой инфраструктуры, входя- щей в корпоративный стандарт ГК "Основа", в некоторых случаях оказывалось недостаточно для эффективной работы ситуационного цент- ра. Чаще всего эта проблема касается неудачно расположенных камер или проблем с освещен- ностью. Поэтому для обеспечения надежной работы систем, входящих в ситуационный центр, нам потребовались некоторые доработки, а имен- но: 1. Выделение зон особого внимания (ЗОВ). Данная концепция означает, что в жилом ком- плексе определяются критически значимые места в подъездах и на территории, к оснаще- нию которых предъявляются повышенные тре- бования. В частности, это касается бестеневого освещения – равномерной подсветки лиц для корректной работы видеоаналитики. 2. Определение серверной инфраструктуры. На каждом нашем объекте должна быть доста- точно серьезная серверная инфраструктура, которая поддерживает работу видеоаналитики. Мы провели эксперименты с расположением серверов в облаках, в дата-центрах и в сервер- ных, которые находятся непосредственно в жилом комплексе. В итоге от облачных ресур- сов и центров обработки данных пришлось отказаться в пользу серверов, расположенных на объекте, потому что это существенно умень- шает трафик и повышает надежность работы системы. Теперь у нас на каждом новом объекте установлено несколько серверов, которые изна- чально закладываются под работу видеоанали- тики. Они подбираются сразу в зависимости от задач. Если видеоаналитика требует использо- вания мощных видеокарт, то этот сервер дол- жен быть оснащен соответствующим образом. Если аналитика работает на центральном про- цессоре, то конфигурация сервера меняется. 3. Аудиоаналитика (экспериментальная техно- логия). Помимо видеоизображения, в большинстве случаев с помощью камер можно записать звук. Но оказалось, что идея аудиоаналитики не так просто реализуется на практике. Например, микрофоны, которые встроены в камерах, показывают низкую неэффективность: у них плохое качество звука и сами камеры часто рас- положены далеко от объектов. Пока данная технология находится на этапе тестирования, но концепция следующая: l несколько микрофонов в ключевых зонах; l шумоподавление и микширование в единый канал; l анализ звука (крики, разбитое стекло, нецен- зурная лексика). Заключение Таким образом, ситуационный центр ГК "Осно- ва" – это инноваторское обеспечение безопас- ности жилых комплексов, бизнес-центров и частных домов. Это уникальная система наблюдения и контроля территории ЖК на основе искусственного интеллекта, которая включает в себя камеры видеонаблюдения, громкоговорители и схемы оповещения. Искусственный интеллект определяет возмож- ные опасности для жителей комплекса и пред- упреждает оператора по безопасности и охра- ну комплекса, что помогает оперативно реаги- ровать на возможные угрозы. При необходи- мости система автоматически запирает двери, останавливает и блокирует вызовы лифтов, запускает голосовое оповещение. Она работа- ет также и на парковках. Уникальное решение позволяет контролировать любой элемент безопасного дома, включая освещение, шторы, мультимедиа, управление климатом, создает сценарии для их комфорт- ного использования, отслеживает всевозмож- ные угрозы, в том числе протечки водопровод- ных труб, уровень углекислого газа, замыкания в цепи электропроводки, автоматически оста- навливая ту или иную систему до устранения неисправности. Ситуационный центр ГК "Основа" – это не про- сто мониторинг. Это комплексная система без- опасности, объединяющая возможности техно- логий и людей. Мы продолжаем улучшать систему, экспери- ментируем с новыми решениями и учимся на ошибках. Главный результат – реальная безопасность и ее постоянное совершен- ствование. n Иллюстрации предоставлены автором. www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЦИФРОВОЕ ЖКХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw