Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 18 август – сентябрь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЦИФРОВОЕ ЖКХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ Олег Мансуров Руководитель проекта учета ресурсов АО НВП "Болид" Сергей Павлов Руководитель проектов ООО "КомплИТех" Константин Гордон Менеджер по продукции Akuvox компании InPrice Distribution Внедрение цифровых сервисов в сферу ЖКХ развивается неравномерно Мнения экспертов Ни один многоквартирный дом сегодня не обходится без автоматической пожарной сигнализации, охранного телевидения, систем обнаружения вторжений и контроля доступа и других современных решений. Эксперты из НВП "Болид", компаний "Ком- плИТех" и InPrice Distribution рассказали, какова насыщенность сферы жилищно-ком- мунального хозяйства (ЖКХ) цифровыми услугами, как влияет цифровизация ЖКХ на рынок недвижимости, в каких технических решениях нуждается отрасль, оценили уровень российских разработчиков продуктов и решений для цифровизации ЖКХ и автоматизации зданий и др. Олег Мансуров, НВП "Болид" В целом по стране насыщенность сферы ЖКХ цифровыми услугами находится на среднем уровне, с заметным прогрессом в последние годы. Но "средняя температура по больнице" формируется из высокого уровня цифровиза- ции в городах-миллионниках и крайне низкого в средних и малых городах России. Если говорить о востребованности продуктов, относящихся к понятию "цифровизация ЖКХ", то надо сказать, что в целом они делятся на инженерно-прикладные продукты, такие как АСКУЭ, СКУД, АСУ ИС, видеонаблюдение и т.п., и продукты, попадающие под понятие "клиентский сервис", связанные с коммуника- тивными платформами, в том числе автомати- зированными диспетчерскими и документо- оборотом. Внедрение инженерно-прикладных сервисов – более сложная и финансово емкая задача по сравнению с запуском в эксплуатацию, например, мобильного приложения для жильцов с онлайн-оплатой, голосованием или переход на электронный документообо- рот. Соответственно, число управляющих компаний, использующих в своей работе АСКУЭ или АСУ ИС, намного меньше, чем число компаний, внедривших электронные собрания и голосование или онлайн-оплаты в мобильном приложении. Субъективно, основываясь на собственном опыте, скажу, что примерно 10% управляю- щих компаний (УК) в России внедрили один из инженерно-прикладных цифровых про- дуктов (в основном это АСКУЭ и СКУД) и примерно 60% в той или иной степени пользуются возможностями электронных клиентских сервисов, хотя с точки зрения экономического эффекта пропорция обрат- ная. Наибольшим он будет от внедрения АСКУЭ или АСУ ИС. Наиболее востребованы, с точки зрения жильца, будут такие продук- ты, как СКУД или видеонаблюдение. И в последнюю очередь ему будут нужны элек- тронные собрания собственников или чаты с опросами и группами по интересам. Сергей Павлов, КомплИТех Цифровизация ЖКХ в России заметна, но гово- рить о ней всерьез можно лишь в отношении крупных городов-миллионников и агломера- ций, региональных центров с активными инвестпрограммами и новых жилых комплек- сов от крупных девелоперов. Даже там уровень Какова средняя насыщенность сферы ЖКХ цифровыми услугами? Какие продукты наиболее востребованы?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw