Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 19 www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 насыщенности цифровыми услугами остается средним: базовые сервисы (ГИС ЖКХ с онлайн- оплатой и передачей показаний) работают почти повсеместно. Видеонаблюдение во дво- рах и подъездах, а также контроль въезда на территорию (включая онлайн-заявки на откры- тие шлагбаумов) активно внедряются преиму- щественно в новостройках, поэтому их распро- странение в ЖКХ остается в целом ограничен- ным. Расширенные решения – видеоаналитика (автоматическое выявление инцидентов, интег- рация с охраной и управляющей компанией), умные парковки с аналитикой загрузки и бро- нированием, ситуационные центры, IoT-датчи- ки, цифровые двойники и платформы умного дома/квартала остаются точечными проектами, хотя именно их можно считать наиболее пер- спективными. Константин Гордон, InPrice Distribution Сегодня цифровизация в ЖКХ развивается неравномерно: в больших мегаполисах и современных жилых комплексах цифровые сервисы уже стали частью базового комфорта, тогда как в старом фонде они внедряются точечно. Наибольшим спросом пользуются IP- домофония, облачные системы контроля доступа, мобильные приложения для жите- лей, умные счетчики и системы удаленной диспетчеризации инженерных систем. Все чаще заказчики запрашивают комплексные интеграции – объединение домофонии, видеонаблюдения, СКУД и умного дома в еди- ной платформе. СПЕЦПРОЕКТ ЦИФРОВОЕ ЖКХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ Ц ифровизация ЖКХ в России заметна, но говорить о ней всерьез можно лишь в отношении крупных городов-миллионников и агломера- ций, региональных центров с активными инвестпрограммами и новых жилых комплексов от крупных девелоперов. Олег Мансуров, НВП "Болид" Вероятно, имеется в виду конкурентоспособ- ность новостроек с точки зрения насыщенности объекта технологиями умной квартиры. Это еще один кластер продуктов цифровизации, в которых больше заинтересован собственник квартиры, чем управляющая организация. Но и она в случае предустановленной в квартире системе борьбы с протечками или управления отоплением получит свой профит от безаварий- ности и энергоэффективности. Собственник же в наше время всеобщей цифровизации все больше обращает внимание именно на наличие элементов умной квартиры, как минимум видеодомофонии и как максимум управления кондиционером через Алису. Естественно, при прочих равных предпочтение будет отдано ЖК с умным освещением или системой безопасно- сти квартиры. Но в большей степени на реше- ние застройщика о включении в техническое задание (ТЗ) объекта определенной системы автоматизации влияет то, что управляющей компанией в большинстве случаев остается аффилированная с ним структура. Для ее успешного функционирования как минимум будет заложена АСКУЭ или АСУНО (управление освещением, элемент АСУ ИС), что на первич- ном этапе даст увеличение себестоимости квад- ратного метра, но (в идеальном случае) в даль- нейшем позволит компенсировать это снижени- ем затрат на энергоресурсы для содержания общего имущества. Кроме этого, собственники получат квитанции с прозрачным и справедли- вым начислением КР на СОИ, что в конечном итоге повлияет на их лояльность в отношении управляющей организации. Таким образом, УК с АСКУЭ и АСУ ИС получает конкурентное пре- имущество над УК, работающей по старинке, получающей сведения об энергопотреблении от собственников и не заботящейся об энергоэф- фективности. Таким образом, да. Цифровизация ЖКХ влияет на рынок недвижимости. Один из аспектов этого влияния в том, что застройщик получает дополнительные инструменты, позволяющие обеспечить конкурентное преимущество вновь возводимого ЖК. Сергей Павлов, КомплИТех Цифровизация ЖКХ постепенно оказывает влияние на рынок жилой недвижимости, но эффект заметен прежде всего в новых комплек- сах и комфорт-классе. Наличие систем видео- наблюдения, контроля и управления доступом, а также сервисов для жильцов – ГИС ЖКХ и приложения для передачи показаний, оплаты услуг, подачи заявок на ремонт и других опера- ций воспринимается покупателями как элемент повседневной жизни, повышающий привлека- тельность объекта. В крупных городах и новых ЖК эти функции закладываются девелоперами как стандарт. При этом именно оснащенность системами без- опасности, закрытый периметр, контролируе- мость территории и тревожных событий чаще всего становятся аргументом при покупке, тогда как функции умного дома воспринимаются ско- рее как дополнительные опции, но не решаю- щий фактор. На вторичном рынке и в старом жилом фонде цифровизация почти не влияет на стоимость: она ограничивается отдельными сервисами (ГИС ЖКХ и онлайн-передача показаний, ино- гда видеонаблюдение), которые не добавляют значимой ценности объекту. В итоге цифровизация повышает сегментацию рынка: новые дома с цифровыми сервисами воспринимаются как более безопасные и удобные, а старый фонд остается на преж- нем уровне. Константин Гордон, InPrice Distribution Влияет напрямую. Для застройщиков совре- менная цифровая инфраструктура стала одним из инструментов повышения конкурентоспо- собности: дома с продуманными системами безопасности, дистанционным управлением доступом и сервисами умного дома продаются быстрее и дороже. Для управляющих компа- ний это снижение затрат на обслуживание дома и повышение лояльности жильцов, а для самих жителей – удобство и безопасность. Сейчас можно с уверенностью сказать: наличие цифровых сервисов в новых ЖК уже воспри- нимается как серьезное преимущество среди конкурентов. Влияет ли цифровизация ЖКХ на рынок недвижимости? Фото https://ru.freepik.com/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw