Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 21 www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЦИФРОВОЕ ЖКХ, АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ Олег Мансуров, НВП "Болид" Мы поддерживаем дальнейшее развитие нормативного обеспечения данного направ- ления. Лежат на поверхности проблемы, которые нельзя решить без жесткого регули- рования отрасли. Первое – это отсутствие нормативно верифицированных процедур взаимодействия различных инженерно-при- кладных цифровых продуктов между собой и с различными специализированными про- граммными продуктами управляющих орга- низаций. И второе – нет жесткой регламен- тации при определении класса многоквар- тирной жилой новостройки и наличия в определяемом классе тех или иных циф- ровых систем. Действующая на данный момент классификация была разработана более 10 лет назад и носит рекомендатель- ный характер. Но радует тот факт, что в июне 2025 г. РСТ утвердил серию стандартов циф- ровизации ЖКХ и, в частности, классифика- цию умных МКД в зависимости от обеспе- ченности объекта различными цифровыми продуктами. Ждем следующий шаг – при- вязку класса новостройки к классу умного МКД. Сергей Павлов, КомплИТех Стандартизация в ЖКХ необходима, но жесткое регулирование – помеха развитию рынка. На текущий момент цифровые реше- ния разрозненны: платформы, счетчики и сер- висы часто несовместимы, что усложняет работу управляющих компаний и повышает стоимость внедрения. Базовые стандарты совместимости (открытые протоколы обмена данными, общие форматы интеграции) дей- ствительно нужны, но их должна вырабаты- вать сама отрасль. Хороший пример – стан- дарт ONVIF в видеонаблюдении, который предложили непосредственно ведущие про- изводители оборудования: он обеспечил совместимость устройств без участия госу- дарства и стал отраслевым стандартом де факто. Рынок способен самостоятельно формировать стандарты через конкуренцию и кооперацию, а государству стоит ограни- читься вопросами информационной безопас- ности и защиты данных. Константин Гордон, InPrice Distribution Стандартизация – необходимый шаг, особенно в части унификации протоколов передачи дан- ных и API. Сейчас из-за закрытости систем раз- ных производителей интеграция систем в еди- ную цифровую среду часто усложняется. При этом важно не перегибать с требованиями и правилами: чрезмерная жесткость может тор- мозить внедрение новых технологий. Один из примеров – ситуация после вступления в силу 572-ФЗ о биометрии, когда отрасль распозна- вания лиц столкнулась с серьезными сложно- стями из-за необходимости перестраивать системы под новые стандарты и регламенты. Оптимальный путь – создать базовые стандарты совместимости, а внутри них оставить свободу для технологического развития. Как вы относитесь к стандартизации в сфере ЖКХ? Требуется ли отрасли жесткое регулирование? Олег Мансуров, НВП "Болид" Пожалуй, отрасль нуждается не в новых техни- ческих решениях, а в благоприятной среде внедрения уже существующих. Возможно, жесткое регулирование, о котором мы говорили выше, и есть тот путь, в котором отрасль циф- ровизации ЖКХ нуждается сейчас острее всего. Наверное, говорить об искусственном интел- лекте (ИИ) в сфере ЖКХ с точки зрения цифро- вых инженерно-прикладных продуктов пока рано. Нужна временная дистанция эксплуата- ции объектов с уже внедренными продуктами, чтобы определить оптимальные возможности для применения искусственного интеллекта. В цифровых клиентских сервисах – да. Чат- боты в мобильных приложениях и социальных сетях – идеальное место для ИИ. Сергей Павлов, КомплИТех Наше общение с представителями ЖК в основ- ном сводится к обсуждению вопросов, которые так или иначе приводят к необходимости внед- рения ситуационного центра, если цель – не устранение отдельных проблем, а системное управление. Ситуационный центр может быть частью инфраструктуры ЖК или предоставлять- ся как сервис. Он обеспечивает возможность в реальном времени собирать данные от систем безопасности, IoT датчиков и инженерных систем, объективно контролировать состояние их работоспособности и автоматически форми- ровать инциденты на основе заранее заданных критериев. Такие решения дают возможность не только фиксировать тревожные события, но и запускать сценарии реагирования, от уведом- ления ответственных специалистов и руководи- телей до автоматизированного управления системами, силами и средствами. Отдельная проблема отрасли – отсутствие еди- ного понимания, что считать ситуационным центром. Заказчиков часто убеждают, что про- граммное обеспечение уровня VMS с функция- ми интеграции уже является основой ситуа- ционного центра, что на практике не соответ- ствует целям и задачам таких решений и фор- мирует неверные ожидания. Что касается искусственного интеллекта (ИИ), то его влияние на отрасль минимально: ИИ используется точечно, в основном в видеоана- литике, и не оказывает системного эффекта на управление ЖКХ. Константин Гордон, InPrice Distribution Сегодня отрасли особенно нужны комплексные платформы, которые объединяют в единую систему работу домофонии, СКУД, видеона- блюдения, инженерных узлов телеметрии и сервисов ЖКХ. Всё большую роль здесь играет искусственный интеллект: он применяется для видеоаналитики, распознавания лиц, прогнози- рования неисправностей оборудования, опти- мизации энергопотребления и автоматической диспетчеризации. Эти технологии полезны как для конечного пользователя, так и для государства. Жители получают больший комфорт и безопасность, а государственные структуры – инструмент для повышения уровня охраны общественных про- странств и более эффективного реагирования на различные ЧС. В каких технических решениях нуждается отрасль? Как влияет на нее искусственный интеллект? Р адует тот факт, что в июне 2025 г. РСТ утвердил серию стандартов циф- ровизации ЖКХ и, в частности, классификацию умных МКД в зависимости от обеспеченности объекта различными цифровыми продуктами. С егодня отрасли особенно нужны комплексные платформы, которые объединяют в единую систему работу домофонии, СКУД, видеонаблю- дения, инженерных узлов телеметрии и сервисов ЖКХ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw