Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 40 Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, член Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Ульяна Постникова Научный сотрудник Института машиноведения имени А.А. Благонравова РАН, к.т.н. О бразовательные учреждения – школы, среднеспециальные и высшие учебные заведения относятся к категории объектов с массовым пребыванием людей, что обуслав- ливает особые требования к обеспечению их безопасности. Ежедневно в зданиях и на терри- ториях таких объектов находятся сотни и тысячи учащихся, педагогов и иных сотрудников и посетителей. Высокая плотность присутствия людей, многообразие образовательных процес- сов и активная инфраструктура создают повы- шенную уязвимость к различным видам угроз – пожарам, несчастным случаям, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характе- ра, актам противоправного вмешательства и распространению социально опасных явлений. Обеспечение безопасности образовательной среды должно предполагать комплексный под- ход, включающий организационные, технические и правовые меры, направленные на предотвра- щение, выявление и минимизацию негативных последствий потенциальных опасных событий. В последние годы вопросы безопасности образо- вательных учреждений получили особую акту- альность в связи с ростом числа чрезвычайных происшествий и изменением характера угроз (в частности, теракты с применением БПЛА). Безопасность образовательных учреждений: статистика и риски Наиболее важными задачами в вопросах устой- чивого функционирования образовательных учреждений остаются две взаимосвязанные составляющие – пожарная безопасность и анти- террористическая защищенность. Согласно официальной статистике, обстановка с пожарами в учебных учреждениях остается стабильной. На рис. 1 представлены сравни- тельные графики количества пожаров в учеб- ных заведениях [https://mchs.gov.ru/]. В с ред- нем на образовательные объекты приходится около 0,1% от общего числа пожаров, зареги- стрированных в Российской Федерации (несмотря на невысокий процент пожаров, при- ходящихся на образовательные учреждения, без жертв обойтись не удается, в среднем поги- бает 1 человек в год). Абсолютное значение данного показателя в 2024 г. составило 351 пожар при общем количестве 347 210 пожаров по стране. Анализ динамики за 2019–2024 гг., представ- ленный на рисунке, показывает, что, несмотря на ужесточение законодательства в области пожарной безопасности, проведение контроль- но-надзорной деятельности в учебных учреж- дениях, частота возникновения пожаров в них остается на прежнем уровне. При оценке антитеррористической защищенно- сти в образовательных учреждениях можно сделать вывод об их высокой уязвимости: хотя возникновение таких событий достаточно редко (в отличие от пожаров), количество жертв может исчисляться десятками и сотнями. Один из самых громких террористических актов, унесший более 333 жизней, в истории современной России произошел 1 сентября 2004 г. во время торжественной линейки в школе № 1 города Беслана. Два с половиной дня террористы удерживали в заложниках более 1 100 человек, среди которых были дети, их родители и учителя. Анализ статистических данных показывает, что практически ежегодно происходят вооружен- ные нападения в образовательных учрежде- ниях: l Москва, 2014 г., двое погибших. Ученик, вооруженный карабином и винтовкой, убил учителя и сотрудника вневедомственной охраны, учеников взял в заложники. l Томск, 2014 г., четверо пострадавших. Ученик пришел в учебное учреждение с пневматиче- ским ружьем, выстрелил в завуча в коридоре, а затем вошел в актовый зал, где открыл стрельбу по ученикам. l Томск, 2015 г., два человека получили ране- ния. Ученик принес с собой пневматический пистолет и открыл огонь по учащимся вось- мого класса. l Московская область, г. Ивантеевка, 2017 г., четверо пострадавших. Девятиклассник открыл стрельбу из пневматической винтовки в школе, также он принес самодельные взрывные устройства и топор. l Керчь, 2018 г., 21 погибший. Студент Керченского политех- нического колледжа привел в действие самодельное взрыв- ное устройство в буфете и открывал огонь по всем, кого видел на своем пути, из помпового ружья. l Казань, 2021 г., девять погибших, 22 челове- ка пострадали (из них 18 детей). Бывший ученик открыл стрельбу и привел в действие самодельное взрывное устройство в здании гимназии, которую окончил четыре года назад. l Ижевск, 2022 г., 18 погибших, 23 человека ранены. В школе № 88 ее выпускник устроил стрельбу из двух травматических пистолетов, переделанных в боевые. l Брянск, 2023 г., двое погибших. Ученица вось- мого класса открыла огонь на уроке биологии. Проблемные вопросы пожарной безопасности и антитеррористической защиты в образовательных организациях Характер угроз, связанных с пожарной безопас- ностью и антитеррористической защищен- ностью, имеет существенные различия, что формирует разный спектр проблем в обеспече- нии безопасности. Пожарная безопасность в образовательных организациях в значительной степени регла- ментирована и обеспечена развитой норматив- но-правовой базой. Требования к объектам, средствам пожаротушения, системам сигнали- зации и эвакуации и пр. закреплены в феде- ральных законах, постановлениях правитель- ства, СНиПах, ГОСТах. Наличие устоявшихся стандартов позволяет организовать профилак- тические меры в плановом порядке, а их эффективность относительно легко контролиру- ется надзорными органами. Тем не менее про- блемы сохраняются: l устаревшее оборудование в части зданий; l формальный характер проведения инструкта- жей и тренировок; август – сентябрь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Рисунок. Сравнительные данные о количестве пожаров в образовательных учреждениях в 2019–2024 гг. Безопасность образовательной среды: средние, средне- специальные и высшие учебные заведения Авторы в комплексе рассматривают вопросы защищенности образовательных учреждений разного уровня с точки зрения противопожарной безопасности и анти- террористической защищенности, анализируют угрозы, освещают проблемные моменты этой сферы и делают вывод о необходимости комплексного подхода к обеспечению безопасности таких заведений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw