Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 l недостаточное финансирование модерниза- ции систем безопасности в образовательных учреждениях. Обеспечение антитеррористической безопасно- сти, напротив, сталкивается с рядом специфи- ческих трудностей, связанных с непредсказуе- мостью и разнообразием потенциальных угроз. К ключевым проблемам относятся: l отсутствие унифицированных стандартов, применимых ко всем типам образовательных учреждений, особенно в части технического оснащения; l ограниченные возможности контроля доступа в здания и на территорию в условиях откры- тости образовательного процесса; l низкий уровень готовности персонала и уча- щихся к действиям при угрозе теракта из-за психологической сложности темы и редкости практических тренировок; l зависимость эффективности мер от внешних факторов – скорости реагирования право- охранительных органов, уровня взаимодей- ствия с местными структурами МВД и Рос- гвардии; l трудности внедрения современных систем безопасности (биометрии, интеллектуального видеонаблюдения) из-за финансовых ограничений и вопросов защиты персональ- ных данных; l вариативность потенциальных угроз и необходимость постоянного обновления тех- нологий и сценариев реагирования. Таким образом, в то время как пожарная без- опасность базируется на устоявшихся регламен- тах, отлаженной системе контроля и плановом характере профилактики, обеспечение антитер- рористической защищенности требует большей гибкости, межведомственного взаимодействия и внедрения адаптивных технологий, способ- ных реагировать на динамично изменяющийся характер угроз. Необходим комплексный подход к обеспече- нию безопасности Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений должно основываться на модернизации мате- риально-технической базы, внедрении интел- лектуальных систем контроля и оповещения, совершенствовании подготовки персонала, повышения общей культуры безопасности участников образовательного процесса, а также повышении бюджетного финансирования образовательных учреждений в вопросах без- опасности. Современные подходы к обеспечению безопас- ности в образовательной среде можно разде- лить на традиционные методы защиты и на инновационные решения, включая цифровые технологии, интегрированные системы монито- ринга и автоматизированного управления без- опасностью. В таблице представлены методы защиты и их применение в образовательных учреждениях. Анализ методов обеспечения пожарной без- опасности и антитеррористической защи- щенности образовательных учреждений показывает, что обе системы имеют общую цель – защиту жизни и здоровья участников образовательного процесса, однако разли- чаются по характеру угроз, организацион- ным подходам и степени регламентации. Для эффективной защиты образовательных учреждений необходима интеграция обеих систем в единый комплекс безопасности, обеспечивая многоуровневую защиту. Такой подход позволяет повысить скорость реаги- рования, снизить влияние человеческого фактора и обеспечить координацию дей- ствий всех участников при любых видах чрезвычайных ситуаций. Заключение Обеспечение безопасности образовательных учреждений – это не разовая мера, а посто- янный и системный процесс, требующий вни- мания всех участников: руководства, персона- ла, обучающихся, родителей, органов власти и правоохранительных структур. Современные вызовы, от пожаров до террористических угроз, требуют интеграции традиционных методов защиты с инновационными техноло- гиями и эффективным взаимодействием между службами. Приведенные в табл. 1 методы защиты и их применимость в образо- вательной среде позволяют наметить пути раз- вития инновационных сквозных технологий безопасности. При этом каждый образовательный объект дол- жен стать пространством, где безопасность вос- принимается как неотъемлемая часть учебного процесса, а готовность к действиям в чрезвы- чайных ситуациях является навыком, форми- руемым и поддерживаемым на всех уровнях образования. n Иллюстрация предоставлена автором. www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Метод защиты Примеры реализации Применимость Организационные меры План действий при ЧС, инструктажи, учебные эвакуации, назначение ответ- ственных лиц Школы: обязательны, с акцентом на частые тренировки Колледжи: дополнительно включают обучение старших студентов действиям в роли помощников при ЧС Вузы: адаптируются под многоэтажные корпуса и кампусы Пожарная сигнализация и оповещение Автоматическая пожарная сигнализа- ция, световые и звуко- вые оповещатели Школы: простые системы, понятные детям Колледжи и вузы: расширенные системы с голосовыми инструкциями Системы пожаротушения Огнетушители, гид- ранты, автоматиче- ское пожаротушение Применяются во всех типах учреждений, но в вузах и кол- леджах часто охватывают лаборатории и мастерские Физические барьеры и конт- роль доступа Ограждения, турникеты, КПП с охраной Школы: часто с охраной на входе и системой пропусков Колледжи и вузы: более сложные системы с разграничени- ем доступа по зонам Видеонаблюде- ние Камеры с записью архива Школы: наблюдение за входами и общими зонами, за при- легающей территорией Колледжи и вузы: полный охват территории объекта и приле- гающей территории, интеграция с системами контроля доступа Интеллектуаль- ные системы видеонаблюдения Распознавание лиц, автоматическое обна- ружение опасных предметов Эффективны для колледжей и вузов, в школах чаще ограничиваются базовым видеоконтролем Биометрические системы Сканирование лица или отпечатков паль- цев для доступа Применимы в колледжах и вузах, в школах — редко (этиче- ские и финансовые ограничения) Мобильные приложения для оповещения Push-уведомления об опасности, инструкции действий Более актуально для колледжей и вузов, где учащиеся имеют личные смартфоны Интегрированные системы монито- ринга Объединение пожар- ной сигнализации, охраны и видеонаблю- дения Наиболее эффективно в колледжах и вузах; в школах внед- ряются по мере модернизации Автоматизирован- ное управление эвакуацией Автооткрытие дверей, включение световых указателей Полезно для многоэтажных вузов и колледжей; в школах возможно в новых зданиях Виртуальные тренажеры и AR-технологии Симуляции ЧС, обуче- ние в игровой форме Школы – как интерактивное обучение Колледжи и вузы – для подготовки персонала и студентов Психологический мониторинг Онлайн-платформы, анонимные опросы Применимы для всех уровней образования, но методы адаптируются к возрасту учащихся Таблица. Методы защиты и их применимость в образовательной среде Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw