Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 46 В начале немного истории: до 1990-х гг. никакой охраны в учреждениях образова- ния не было, ее роль выполняли ребята дежур- ного класса в школе или группы в колледже. В вузах на входе сидел вахтер, который прове- рял наличие студенческих билетов. С началом войны на Кавказе в школах появи- лись вахтеры, но их роль сводилась к поддер- жанию порядка в школе, а также они осуществ- ляли пропускной режим. После занятий они выполняли функцию сторожа. Но 1 сентября 2004 г. произошла бесланская трагедия. После нее встал вопрос об антитерро- ристической защищенности образовательных учреждений. Требования к образовательным учреждениям по противодействию террористическим угрозам Были приняты следующие законодательные акты: 1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменения- ми и дополнениями). 2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)". 3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требова- ний к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просве- щения Российской Федерации и объектов (тер- риторий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Феде- рации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". В этих документах изложены требования к образовательным учреждениям по противо- действию террористическим угрозам: за анти- террористическую работу в детских учрежде- ниях отвечает администрация совместно с муниципальными властями и правоохрани- тельными органами. Требования для них такие: l обеспечить безопасность силами вневедом- ственной охраны или частных предприятий; l смонтировать металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации и прочее обо- рудование безопасности; l составить паспорт антитеррористической защищенности; l постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность; l проводить занятия с персоналом и учениками по мероприятиям гражданской обороны; l проводить совещания и планерки по вопро- сам противодействия экстремизму и терро- ризму; l монтаж кнопки тревожной сигнализации; l проводить учебные эвакуационные тренировки для обучения алгоритму действий при теракте; l осуществлять контроль доступа посторонних в здание. Педагоги и персонал как в детском саду, так и в школе должны быть бдительными, уметь адек- ватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответ- ственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое. Трагические события в учебных заведениях России Принятые меры если совсем не исключили, то существенно затруднили доступ террористов в здания. Но появилась другая напасть – стрелки. 17 октября 2018 г. в Керченском политехническом колледже (Республика Крым) произошла стрель- ба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 получили ранения. 14 ноября 2019 г. в Благовещенске (Амурская область) 19-летний студент Амурского коллед- жа строительства и коммунального хозяйства открыл стрельбу в этом учебном заведении. 11 мая 2021 г. в гимназии № 175 Казани (Рес- публика Татарстан) 19-летний бывший ученик этой школы открыл стрельбу из гладкостволь- ного ружья. В результате погибли девять чело- век – семь учеников и два педагога, 23 челове- ка пострадали. 20 сентября 2021 г. студент первого курса Пермского государственного национального исследовательского университета открыл стрельбу на территории одного из корпусов вуза. Погибли шесть человек, более 40 постра- дали. 26 сентября 2022 г. в школу № 88 Ижевска ворвался психически больной мужчина в чер- ной маске и открыл стрельбу по детям. Погибло 17 человек – 11 детей и шесть взрослых. Причины этих происшествий 1. Ослабление контроля властей за соблюдени- ем правил хранения охотничьего оружия, в том числе и нарезного. 2. Увлечение молодежью компьютерными игра- ми. Картинка в играх стала настолько реальной, что в головах игроков исчезает грань между игрой и реальной жизнью. 3. Ненадлежащее исполнение сотрудниками охраны учебных заведений своих обязанностей. Принятые меры l Ужесточение пропускного режима. l Установка рамок металлодетекторов. l Повышение требований к работе персонала охраны. Эти меры позволили исключить подобные ЧП. Но началась СВО. Терроризм снова поднял голо- ву. Более того, за ним теперь стоят не только оди- ночки, но и государства. Поэтому в ГОСТ Р 58485–2024 "Оказание охранных услуг на объ- ектах дошкольных, общеобразовательных и про- фессиональных образовательных организаций" прописано, что сотрудникам службы охраны на рабочем месте надо иметь резиновую дубинку и наручники, а в случае объявления чрезвычайной ситуации – еще и шлем, и бронежилет. Задачи сотрудника охраны В должностные обязанности сотрудника охраны учебного заведения входят следующие задачи: l осуществлять пропускной режим; l не допускать на территорию учебного заведения неизвестных и лиц, вызывающих подозрения; l периодически производить обход охраняе- мой зоны; l работать с системами охранной и пожарной сигнализации; l проверять автотранспорт; l поддерживать порядок в учебном заведении; l круглосуточный контроль здания и прилегаю- щих территорий с помощью систем видеона- блюдения и охраны периметра; l контролировать вынос имущества и докумен- тации и пресекать незаконный вынос; l оказывать помощь правоохранительным органам и другим службам (МЧС, скорой помощи и т.п.). l осматривать помещения и территорию после окончания рабочего дня; l осуществлять противопожарный контроль. август – сентябрь 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Валентин Пашинцев Независимый эксперт Антитеррористическая безопасность в учебных заведениях Исторический контекст, современные технологии и экономические аспекты 1 сентября начался очередной учебный год, школьники и студенты приступили к заня- тиям в школах, колледжах и институтах. Как организовать их безопасность? Этот вопрос рассмотрим в данной статье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw