Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 51 СПЕЦПРОЕКТ БИОМЕТРИЯ В СКУД Дмитрий Марков Генеральный директор компании VisionLabs Александр Горшков Директор по развитию компании "АйрисДевайсез" Вадим Коломиец Директор по развитию бизнеса ООО "Сонда Технолоджи" Евгений Золотарев Директор ООО "Делетрон" Алексей Туманов Product manager АО НВП "Болид" Андрей Артюшкин Генеральный директор ООО "СБ Инжиниринг" ской защиты информации (СКЗИ) и за счет периодических платежей в сторону коммерче- ских биометрических систем (КБС) за услуги идентификации. Евгений Кин, ААМ Системз Если говорить о технологии Face ID на нашем рынке, рынке систем технической безопасно- сти, то, на мой взгляд, изменения в законода- тельной базе, по сути, свели к минимуму преж- нюю активность производителей и дистрибью- торов биометрических систем на территории РФ. Меньше всего, безусловно, известные изменения коснулись продаж на рынке госу- дарственных заказчиков и, наверное, крупных банковских структур. Но основной рынок сбыта, где потребителями являлись различные ком- мерческие организации, сейчас практически не функционирует. Прямым доказательством этой ситуации служит активное расширение предло- жения "классических" способов идентификации (RFID-считыватели) в продуктовой линейке как отечественных производителей биометриче- ских решений, так и известных дистрибьюторов данной продукции в РФ. Евгений Золотарев, Делетрон По моим ощущениям, изменения, направлен- ные на защиту персональных данных в части последних изменений ФЗ "О персональных данных" № 152-ФЗ, более известного как № 572-ФЗ, полностью остановили развитие систем биометрии для частного бизнеса в законной плоскости. На сегодняшний день применение двух факторов (идентификации и аутентификации) и персонального пропуска становится малодоступным по финансовым показателям для владельцев систем контроля и управления доступом (СКУД) на крупных предприятиях. Стоимость решений в соответ- ствии с ФЗ № 572 невыгодна для использо- вания, если степень риска для объекта невы- сокая. Алексей Туманов, НВП "Болид" В последние годы законодательство РФ значи- тельно повлияло на развитие биометрических систем. Единое регулирование способствует масштабированию, но требует баланса между безопасностью, конфиденциальностью и техно- логической гибкостью. Можно отметить ужесточение регулирования: биометрические данные признаны особо чув- ствительной категорией персональных данных (ФЗ-152, ФЗ-572). Их обработка требует отдельного письменного согласия и повышен- ных мер защиты. Государственная поддержка: запущена Единая биометрическая система, интегрированная с Единой системой идентифи- кации и аутентификации (ЕСИА). Банки, МФЦ, госуслуги активно используют биометрию для удаленной идентификации. Усилен контроль за передачей данных, запрещена передача био- метрии третьим лицам без согласия. Вводятся требования к локализации данных и обязатель- ной сертификации систем. Разрабатываются ГОСТы по безопасности и качеству биометриче- ских технологий. Преимуществами единого регулирования являются единые правила, повышение доверия граждан к цифровым услугам, снижение мошенничества при удаленной идентификации, поддержка цифровизации страны. Из недостатков можно отметить высокие затра- ты на соответствие требованиям (особенно для малого бизнеса), замедление внедрения новых

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw