Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
август – сентябрь 2025 www.secuteck.ru БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 52 СПЕЦПРОЕКТ БИОМЕТРИЯ В СКУД технологий из-за бюрократии, риск централи- зации данных и потенциальных утечек, ограни- ченная прозрачность в использовании данных. Андрей Артюшкин, СБ Инжиниринг Принятый еще в 2021 г. Федеральный закон № 572-ФЗ стал ключевым нормативным актом, регулирующим использование биометрических систем в России. Его принятие существенно повлияло на развитие биометрических систем, переход к единым стандартам в этой новой отрасли. Из преимуществ можно отметить созда- ние правовых рамок для сбора и обработки био- метрических данных оператором, обязанность оператора на получение согласия субъекта на их обработку и уведомление пользователей о целях и способах использования этих данных, а также обязанность оператора по обеспечению защиты полученной и используемой информации. Все это, безусловно, должно повысить доверие к биометрическим системам в целом и привести к снижению рисков утечек информации и зло- употреблений с учетом роста различных мошен- нических схем, а также способствовать развитию более качественных и совершенных систем. Из недостатков стоит отметить достаточно слож- ные требования к внедрению новых систем, что ограничивает применение инновационных про- дуктов, жесткую привязку к единому оператору и жесткие требования к созданию коммерче- ских операторов системы, что позволяет использовать данные системы только достаточ- но крупным игрокам рынка. В будущем, чтобы не снизить инновационный потенциал отрасли, необходимо будет соблюдать баланс между регулированием и внедрением новых возмож- ностей и стандартов, что, возможно, отразится в новых поправках к закону. Дмитрий Марков, VisionLabs До 2023 г. российский рынок биометрических технологий развивался со среднегодовым тем- пом роста 25%, тогда как мировой рынок – с темпом около 18% в год. Россия задавала тон не только на территории СНГ, но и в мире. После вступления в силу 572-ФЗ реализовы- вать проекты с биометрией стало сложнее, и в 2023 г. российский рынок биометрических решений "просел". Многие компании оказа- лись не готовы поддерживать новые требова- ния, большая доля клиентов решила отложить или остановить запланированные инициативы по биометрии. При этом за почти три года с принятия закона основные игроки смогли перестроиться и адап- тировать свои технологии к требованиям зако- нодательства. Все сценарии использования биометрии, которые существовали до принятия 572-ФЗ, можно реализовать и сейчас. Среди преимуществ 572-ФЗ точно можно выделить повышение прозрачности работы с биометрическими персональными данными и усиление защиты таких данных. Александр Горшков, АйрисДевайсез С одной стороны, регулирование в области биометрии позволило выстроить линию раз- вития и продвижения биометрических реше- ний, обеспечить централизованный сбор, хранение и использование биометрических баз. Надеюсь, что это решение не будет запоз- далым, как регулирование использования персональных данных, когда огромные объе- мы персональной информации уже были похищены и распространяются среди мошен- ников. С другой стороны, введенное ограничение на использование только био- метрии по лицу и голосу оказало сдерживаю- щее влияние на развитие других биометриче- ских модальностей, например по рисунку вен, радужной оболочке глаз и, в какой-то степе- ни, по отпечаткам пальцев. Положительным событием является создание единого центра биометрических испытаний. Надеемся, что результатом его работы будут проверки не только биометрических модальностей, используемых в Единой биометрической системе, но и других. Это позволит принять обоснованное решение, какие еще модально- сти можно и нужно добавить в ЕБС в первую очередь. Вадим Коломиец, Сонда Технолоджи За последние годы вышел ряд законодатель- ных актов, которые серьезно повлияли на развитие и внедрение биометрических тех- нологий, в частности СКУД. В настоящее время только две биометрические модаль- ности (изображение лица и голоса человека) подпадают под государственное регулирова- ние. Указ Президента Российской Федерации № 693, Федеральный закон № 572-ФЗ, постановление Правительства РФ № 408, разъяснения Минцифры определили орга- низацию – единого оператора, обеспечи- вающего развитие цифровых технологий идентификации, в том числе на основе био- метрических персональных данных, порядок их хранения и обработки. Биометрические системы, использующие дру- гие модальности (отпечатки пальцев, радуж- ная оболочка глаз, вены ладоней) в настоящее время не подпадают под вышеуказанные зако- нодательные акты. Главное при внедрении таких систем – соблюдать требования закона о персональных данных № 152-ФЗ в части письменного согласия на их обработку и хра- нение. Однако это не привело к "бурному" развитию таких систем из-за опасения, что в будущем они также попадут под необходимость их хранения в Единой биометрической системе, прохожде- ния аккредитации в Минцифре для получения статуса оператора персональных данных и пр. В настоящее время только 14 организаций про- шли такую аккредитацию (Сбербанк, Т-Банк, банк ВТБ, OVISION и др.). Фактически рынок СКУД, по крайней мере сег- менты, которые используют отпечатки пальцев в качестве идентификатора, встал. Руководите- лям предприятий и организаций проще устано- вить карточную систему, которая будет надежно обеспечивать пропускной режим, вести учет рабочего времени сотрудников с минимальны- ми затратами, а главное – все персональные данные сотрудников будут храниться в базе данных предприятия. КОЛОНКА РЕДАКТОРА Прошлогодний снег В СКУД есть темы, актуаль- ность которых не снижается на про- тяжении последних лет. Одна из них – биометрическая идентификация. Для многих компа- ний, занимающих- ся развитием в Рос- сии данного направления, с введением новых законодательных инициатив наступили труд- ные времена. Это личное мнение, и оно не претендует на истину в последней инстанции. Считаю, что зрелость любого рынка в значи- тельной мере связана со здоровой конкурен- цией и наличием нескольких производителей, находящихся в одной весовой категории и работающих в общем рыночном сегменте. В этом случае есть здоровый стимул к разви- тию и совершенствованию технологий, появлению новых разработчиков, производи- телей и устройств. Искусственное создание государственных монополий для конечного потребителя выливается в дополнительные расходы, игнорирование его интересов и существенное ограничение выбора. Конечно, есть критичные отрасли, где необходим жест- кий контроль со стороны государства, напри- мер ядерная энергетика. Однако слишком часто в последние годы мы были свидетелями, когда вмешательство в рыночные механизмы приводит к отрицательным последствиям. Возвращаясь к интересующей нас теме био- метрии, могу констатировать, что наиболее перспективная модальность – идентификация по лицу для коммерческого рынка СКУД фак- тически закрыта. Я имею в виду не крупных пользователей СКУД, готовых платить за каж- дую идентификацию, а разработчиков и про- изводителей. Стоимость вхождения на дан- ный рынок для новых компаний слишком высока, чтобы это было интересно. В данном контексте можно вспомнить о другой модаль- ности – отпечатке пальца, которая имеет более долгую историю и успешно использу- ется в отечественных СКУД на протяжении десятилетий. Многие коллеги считают, что в списке модальностей, на которые будет "наложена лапа" государства в ближайшей перспективе, отпечаток пальца стоит на пер- вом или втором месте. Если так случится, рынок биометрии для СКУД де-факто станет полностью государственным. Будет жаль, если потребителям придется платить за "про- шлогодний снег". Алексей Гинце Редактор раздела "Системы контроля и управления доступом", директор по связям с общественностью компании "ААМ Системз"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw