Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 74 август – сентябрь 2025 www.secuteck.ru П ервое событие – п о я в л е н и е изменения № 1 к СП 134.13330.2022 "Системы электро- связи зданий и сооружений. Основ- ные положения про- ектирования" (далее – СП 134) , которое было внесено при- казом Минстроя России от 27.12.2024 г. № 935/пр. Одно из основных направлений доработки документа – разграничение зон ответ- ственности между МЧС и Минстроем. Из СП 134 были удалены упоминания о системах противо- пожарной защиты, относящихся к зоне ответ- ственности МЧС. Вероятно, именно с этим связа- но исчезновение упоминания СОУЭ из пунктов, посвященных "системам оповещения населения", которые в предыдущих редакциях назывались "комплексом систем оповещения Единой госу- дарственной системы предупреждения и ликви- дации чрезвычайных ситуаций". Аналогичная ситуация произошла с СП 133.13330.2012 "Сети проводного радиовещания и оповещения в зда- ниях и сооружениях. Нормы проектирования", из которого в изменении 2 пропал раздел 6 "Про- ектирование и построение системы оповещения и управления эвакуацией пользователей зданий и сооружений (СОУЭ)". Запрета на совмещение "систем оповещения населения" и пожарных СОУЭ в СП 134 и СП 133 нет, но также больше нет и прямого разрешения. Специалисты-проектировщики делают вывод, что отсутствие разрешения равнозначно запрету, и готовятся проектировать еще одну автономную систему оповещения. В этом мнении их поддер- живают поставщики решений оповещения ГО и ЧС, находя в ситуации перспективу расшире- ния собственного бизнеса. При этом в пожарных нормах запрета на такое совмещение нет: СП 484.1311500.2020 и перспективный СП 3.13130, наоборот, пред- полагают возможность использования СОУЭ объекта для трансляции сообщений, связан- ных с ГО и ЧС. Две или три?.. Напомним, что на начало 2025 г. действовал ряд постановлений Правительства РФ, регла- ментирующих организацию антитеррористиче- ской защиты объектов. В некоторых из них, например постановлении от 7 ноября 2019 г. № 1421, посвященном защите объектов под- ведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, было явным образом прописано требование об авто- номности еще одной системы оповещения – об угрозе совершения террористического акта. Принцип автономности также был прописан в введенном с 1 марта 2025 г. национальном ГОСТ Р 71934–2025 "Системы тревожной сиг- нализации. Системы оповещения при угрозе совершения или совершении террористическо- го акта. Общие технические требования. Мето- ды испытаний". Хотя этот ГОСТ не является обя- зательным и не определен порядок сертифика- ции на соответствие ему оборудования и систем, в технических заданиях на проекти- рование систем оповещения упоминания о нем начинают встречаться все чаще. Таким образом, начала складываться фантас- магорическая ситуация: объекты будут обору- доваться даже не двумя, а тремя независимы- ми системами речевого оповещения, не имею- щими синхронизации друг с другом. С одной стороны, такой подход приводит к кратному увеличению стоимости оснащения объектов и их дальнейшей эксплуатации: необходимо спроектировать, закупить и смонтировать в три раза больше оборудования. С другой – усугуб- ляется уже разбиравшаяся нами перспектива возможного одновременного срабатывания нескольких систем оповещения: СОУЭ "Анти- террор" будет транслировать сообщение о необходимости оставаться на местах, блоки- ровать двери и т.п., а пожарная СОУЭ или система оповещения ГО и ЧС – требовать как можно скорее следовать к эвакуационным выходам или укрытиям. При этом сообщения будут воспроизводиться с большой гром- костью при помощи оповещателей, установ- ленных рядом друг с другом. Даже если люди смогут разобрать какие-то сообщения, послед- ствия выполнения не подходящих к реальной ситуации указаний могут быть печальны. Система оповещения при УСТА В этих условиях поистине приятным сюрпризом оказалась вторая новость: содержание поста- новления Правительства РФ от 30.07.2025 г. № 1130 "О внесении изменений в постановле- ние Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421". Речь идет об уже упомянутом нами документе, требующем в том числе автономность СО при УСТА на объектах Минобрнауки России. Из п. 34 исчезло слово "автономными" применительно к системам оповещения, и был добавлен абзац, явно допускающий при наличии технической воз- можности использовать речевые пожарные оповещатели для СО при УСТА. Вопрос о необходимости использовать при этом отдель- ные приборы остается открытым. Мне кажется, что мы имеем дело с не вполне удачной фор- мулировкой, делающей акцент на оповещате- лях, и имелась в виду система в целом. Так или иначе, мы видим первый пример раз- ворота нормативных требований от полной автономности СО при УСТА к возможности их совмещения с другими системами. Появляется надежда, что в дальнейшем и иные постанов- ления правительства, например постановление от 25.03.2015 г. № 272 о защите объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии, будут скорректированы аналогичным образом. Противоречие новых подходов с ГОСТ Р 71934–2025 не вызывает больших опасений из-за его "необязательного" статуса. Надежда на здравый смысл Надо отметить, что ответ на самый сложный вопрос о выборе приоритетов воспроизведе- ния сообщений в совмещенных системах опо- вещения уже предложен в перспективной редакции СП 3.13130, п. 6.13.2 (ред. от 25.03.2025 г. рассматривалась при голосова- нии в ТК 274): должны быть обеспечены сле- дующие приоритеты для трансляции и переда- чи речевых сообщений (от наиболее высокого к более низкому): l передача сообщений через аварийный мик- рофон; l трансляция записанных сигналов оповещения и экстренной информации, включенная вруч- ную с помощью органов управления ППУ; l автоматическая или дистанционно включае- мая трансляция сигналов оповещения ГО и ЧС и экстренной информации, в том числе об угрозе совершения террористического акта и антитеррористических мерах; l автоматическая трансляция сообщений о пожаре и необходимости немедленной эвакуации; l автоматическая трансляция сообщений, предупреждающих о пожаре и необходимо- сти подготовки эвакуации (при поэтапной эвакуации); l передача через микрофоны сообщений, не являющихся аварийными; l музыкальное сопровождение и фоновое озвучивание. Остается надеяться, что здравый смысл в вопросе возможного совмещения различных систем оповещения восторжествует и в части оповещения ГО и ЧС, что приведет к оптими- зации расходов, прежде всего государствен- ных, и к повышению эффективности техниче- ских решений. n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки АО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Совмещение различных систем оповещения В 2025 г. произошли два события, вновь обратившие внимание профессионального сообщества на вопросы совмещения систем оповещения о пожаре, оповещения ГО и ЧС, а также об угрозе совершения террористических актов (СО при УСТА).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw