Журнал "Системы Безопасности" № 4‘2025

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 81 лению эффективности тушения (п. Н.3.2.3.5.) общее количество испытаний будет не менее 58. Кстати, непонятен введенный методикой тер- мин "по сигналу СПС": что это – звуковой, све- товой или какой-либо другой сигнал? Опреде- ление данного термина в сводных правилах АУП и СПС отсутствует. 2. Неоднозначность и неопределенность в тре- бованиях по отношению к очагам пожара и к проведению испытаний. Для 1 и 2 группы помещений Согласно п. Н.3.2.1.1. рис. Н1 модельный очаг класса А представляет собой штабель из древеси- ны кубической формы, из восьми слоев, с четырь- мя брусками в каждом слое. В п. Н.3.2.1.2. в зави- симости от времени срабатывания СПС предлага- ется три варианта штабеля в форме параллелепи- педа из брусков древесины длинной от 1 до 2 м, с количеством брусков в каждом слое от 12 до 24 с шестью слоями брусков. Далее, если мощность очагов недостаточна, следует переходить к очагам класса 2А и выше согласно таблице В1 ГОСТ Р 51057–2001. При этом объем предварительных испытаний значительно увеличится. Данный под- ход был бы оправдан, если бы по аналогии с нор- мами обеспечения объектов переносными огне- тушителями существовала зависимость примене- ния АУП ТРВ от величины пожарной нагрузки. Согласно п. Н.3.3.3.1 запуск АУП ТРВ при туше- нии очага пожара класса В, соответствующего рангу 55В, осуществляется в зависимости от времени срабатывания СПС, но не более 60 сек. Опыт предыдущих годов показывает, что время свободного горения очагов пожара класса В любого ранга составляет 1 мин. Логического обоснования проводить предварительные испытания с использованием СПС нет. Для 3 группы помещений В соответствии с п. Н.4.2. и рис. Н4 модельный очаг должен иметь размеры не менее 1,75 х 1,75 м и высоту не менее 1 м, состоять из автомобиль- ных шин, уложенных в четыре ряда. В каждом ряду по четыре шины, между шинами – проклад- ка из слоя эструдированного пенополистирола толщиной 50±5 мм. Таким образом, очаг должен состоять из 64 автомобильных шин, его размер на плане около 3 кв. м. Нетрудно убедиться, что требуемый минимальный очаг нельзя реализо- вать. Исходя из размеров очага в плане, диаметр шины доложен быть 40 см, то есть это будет шина от садовой тачки. Учитывая, что ширина протектора данной шины не более 9 см, высота очага с прокладываемыми слоями составит около 61 см – это 1,64 раза меньше требуемой. Если исходить из требуемой минимальной высо- ты очага, то необходимо использовать шину от КАМАЗа, ширина протектора которой более 20 см. В результате получаем модельный очаг пожара из 64 шин, "нашпигованных" пятью слоя- ми легкогорючего и легковоспламеняемого эстру- дированного пенополистирола общей площадью около 20 кв. м. Всего для проведения предвари- тельных испытаний, а также испытаний на огне- тушащую способность потребуется 320 шин. Для групп помещений 4.1. и 4.2 По п. Н.5.2. в качестве горючей нагрузки тре- буется использовать модельный очаг пожара рангом 233В. Очаг представляет собой проти- вень диаметром 3 м, площадью 7,2 кв. м, в котором содержится 155 л бензина. Данный очаг при горении имеет зону сильного тепло- вого воздействия радиусом не менее 15 м. Предусмотренных требований к закрытому помещению для проведения огневых испыта- ний (п. Н.3.5.) явно недостаточно, впрочем как и для испытаний 3-й группы помещений. Для группы помещений 5, 6 и 7 По п. Н.6.2. в качестве горючей нагрузки тре- буется использовать типовые палеты с деревян- ным основанием, на котором размещаются картонные коробки. Палета и коробки оборачи- ваются ПВХ-пленкой. В зависимости от группы помещения заполнение коробок либо не требу- ется, либо они заполняются продукцией с наи- худшими характеристиками (бензин, уайт-спи- рит и т.д.). Указанная горючая нагрузка должна заполнять два стеллажа спаренных и два отдельно стоящих от них по всей высоте и объе- му. Данные по габаритным размерам стелла- жей, количеству полок и расстоянию между спаренными и отдельно стоящими не указаны. В п. Н.6.1. говорится о том, что, согласно про- цедуре испытаний, производится имитация воз- горания горючей нагрузки в двух вариантах. В варианте 1 якобы имитируется возгорание от брошенного непотушенного окурка. Во втором якобы имитируется короткое замыкание элек- тропроводки. Как в первом, так и во втором варианте поджиг осуществляется от открытого источника огня (факела, плошки с бензином). Непонятно, в чем заключается имитация. С уче- том отсутствия конкретики и однозначности условий проведения испытаний непонятен объем работ и затрат, а также не обеспечивает- ся сопоставимость результатов. Масштабность затрат при организации и прове- дении огневых испытаний для всех групп поме- щений лишь подчеркивает абсурдность предла- гаемой методики. Все это указывает на то, что методика создавалась за столом "на кончике пера" без апробации огневыми испытаниями. Выводы из анализа методики Результат анализа внедряемой методики с пози- ции двух аспектов показывает: 1. Включение методики испытаний в нормы и правила проектирования АУП противоречит требованиям стандарта ГОСТ 16504–81. 2. Масштаб затрат при организации и проведе- нии испытаний по методике является техниче- ским барьером для внедрения передовых тех- нологий. 3. Неконкретность и неоднозначность требова- ний и положений методики испытаний приво- дят к несопоставимости и предвзятости оценки их результатов. Техническое обоснование внедряемой методи- ки испытаний не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области стандартизации и техническому регу- лированию. n www.secuteck.ru август – сентябрь 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Изменено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре П равительство Российской Федерации 27 августа 2025 г. утвердило постанов- ление № 1288, которое существенно модер- низирует систему федерального государст- венного пожарного надзора. Изменения направлены на повышение эффективности надзора через цифровые технологии и уси- ление профилактической работы. Ключевые нововведения: 1. Цифровизация надзора: l внедрение мобильного приложения "Инспектор" для проведения осмотров; l возможность проведения рейдовых осмотров через видеоконференцсвязь; l обязательная фото- и видеофиксация через мобильное приложение. 2. Реорганизация структуры. Упразднены структуры пожарного надзора в административно-территориальных едини- цах Москвы и Санкт-Петербурга. 3. Усиление профилактики: l введены обязательные профилактические визиты для объектов категорий значитель- ного, среднего и умеренного риска; l расширены возможности проведения про- филактических мероприятий. 4. Особое внимание – социальным объектам: l объекты образования, детского отдыха и медицины автоматически относятся к кате- гории высокого риска при вводе в эксплуа- тацию; l предусмотрен пересмотр категории после профилактического визита. 5. Уточнение критериев риска: l скорректированы формулы расчета индек- са индивидуализации для более точной оценки рисков; l обновлены критерии для объектов с ком- бинированными видами электропроводки и отопления. 6. Планирование постоянного государствен- ного надзора. Предусмотрены обстоятельства, при которых корректируются графики осуществления постоянного государственного надзора. 7. Межведомственное взаимодействие. При выявлении несоответствия проектной или технической документации требованиям Технического регламента о пожарной без- опасности органы пожарного надзора в тече- ние трех рабочих дней направляют информа- цию в прокуратуру, органы власти субъектов РФ и Ростехнадзор. n Источниик: телеграм-каналМаксима Безногих https://t.me/Fire_safety2 НОВОСТЬ В ТЕМУ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw