Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021

А К Т У А Л Ь Н О 121 www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2021 С 15 октября 2021 г. Мос- ковский метропо- литен запустил оплату с помощью распознавания по лицу на всех стан- циях. Теперь доста- точно в официаль- ном приложении московского метро зарегистрировать свою банковскую карту и сделать фотографию лица, чтобы при прохо- де через турникеты система, используя каме- ру, распознала вас и списала стоимость билета. Беспилотный транспорт в Москве С начала сентября Яндекс совместно с Пра- вительством Москвы начал тестирование в столице различных видов беспилотного транспорта. В столичном районе Ясенево работает беспилотное такси. Правда, пока им может воспользоваться ограниченный круг пользователей, которые захотели при- нять участие в эксперименте. На данный момент уже 150 беспилотных автомобилей ездят по улицам города. Заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил: "Воз- можно, уже в этом году Москва станет второй мировой столицей после Пекина и первой в Европе, где появятся беспилотные такси". Следующим этапом запланирован запуск беспилотного трамвая на базе Краснопрес- ненского депо. Тестирование пока будет про- исходить в депо, а позже – на улицах столи- цы, но без пассажиров. "Беспилотный транспорт – это точно буду- щее, но, чтобы он прочно вошел в повсе- дневную жизнь, думаю, понадобятся более 10 лет", – пояснил Ликсутов. Новые технологии внедряются не только в столице Минтранс России и госкомпания "Автодор" приступили к совместной реализации про- екта "Беспилотные логистические коридоры", одобренного ранее Правительством России. Уже через три года коммерческое использо- вание автономных грузовиков будет обес- печено на трассе М-11 "Нева", а до конца десятилетия – на 20 тыс. км федеральных дорог, включая ЦКАД и М-12 "Москва – Нижний Новгород – Казань". Беспилотные суда "Пионер-М" – первое в России судно, кото- рое будет работать без экипажа. Это судно катамаранного типа с корпусом из композит- ных материалов. Его спустили на воду на Средне-Невском судостроительном заводе на воду 24 сентября 2021 г. В дальнейшем его планируют использовать в акваториях Черного и Азовского морей круглогодично. Длина судна – 25,7 м, ширина – 9 м, а водо- измещение – 114 т. Оно может передвигать- ся со скоростью 10 узлов. Его дальность составляет 500 миль, а автономность – 5 суток. На нем будут отрабатывать техноло- гии безэкипажного судовождения. Учения "Запад-2021" и беспилотная армия Тема беспилотного транспорта не могла обой- ти военную сферу. На учениях "Запад-2021" российская армия впервые использовала боевых роботов. Что очень важно – они уже производятся серийно, в отличие от других стран, которые пока только проводят лабо- раторные испытания. Во время учений отра- батывались различные методы и тактика использования роботов в бою совместно с пехотными частями. Так, в ходе маневров гусеничная машина "Уран-9", вооруженная автоматической пушкой 30 мм, пулеметом и противотанковыми ракетами, уничтожала цели на расстоянии до 5 км. Меньший по размеру робот "Нерехта" обстреливал цели из пулемета и гранатомета, а также выпол- нял задачи по доставке боеприпасов в бою. Инженерная машина "Уран-6" проводила разминирование. А робот "Маркер" прошел автономном режиме около 100 км по бездо- рожью Урала. Замечу также, что "Уран-9" еще в 2015 г. проходил испытания во время реальных боевых действий в Сирии. В Британии уже успели заявить, что прошед- шие учения "Запад-2021" стали объявлением России о формировании "новой роботизиро- ванной Красной Армии", а издание армии США Stars and Stripes отмечает, что это значи- тельный шаг вперед в создании беспилотной армии. Что дальше? Можно предположить, что в ближайшее десятилетие все это перевернет наши пред- ставления о транспорте так же, как машины с двигателями внутреннего сгорания измени- ли жизнь в первой половине XX века. Кроме того, можно прогнозировать проблемы с безработицей у гигантской армии водите- лей, от таксистов до дальнобойщиков, от моряков до машинистов поездов. Если куче- ра смогли переквалифицироваться в шофе- ров при появлении автомобилей, то сейчас пока альтернативы для современных водите- лей не видно. Скорее всего, изменится и понятие личного автомобиля. Какой смысл покупать автомо- биль, тратить деньги на его обслуживание, тем более когда управлять будет робот, когда беспилотное такси по стоимости каршеринга всегда будет доступно для заказа? А далее, через 20–30 лет, вполне возможно, что водительские права людям вообще не будут выдавать по причине того, что человек несет большую опасность для транспортного дви- жения. n Алексей Коржебин Эксперт редакции журнала "Системы безопасности" КОЛОНКА ЭКСПЕРТА Беспилотный транспорт реален через 10 лет В последнее время мы видим, как революционно меняется транспорт и взаи- модействие с ним. Очень похожая ситуация была в начале XX века, когда на Пятой авеню Нью-Йорка в 1900 г. можно было увидеть только один автомобиль среди потока конных экипажей, а через 13 лет – уже только одну карету в потоке автомобилей www.buildingcontext.files.wordpress.com Пятая авеню в 1900 и 1913 гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw