Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021
С овременная индустрия розничной торговли 1 сложна и меняется в связи с новыми техно- логическими достижениями. Розничные торгов- цы постоянно ищут новые и эффективные стра- тегии, чтобы оставаться конкурентоспособны- ми, устранять мошенничество и упрощать обра- ботку платежей, убирая необходимость в наличных деньгах или картах. Текущий и широ- ко используемый метод аутентификации по паролю и ПИН-коду не обеспечивает необходи- мую безопасность для POS-операций и онлайн- транзакций. Пароли очень уязвимы для взлома и социальной инженерии с помощью личной информации, которой люди легко делятся на платформах социальных сетей. Даже ПИН-коды не уникальны, и 20 наиболее распространен- ных комбинаций составляют более 25% используемых 4-значных паролей. Это указывает на потенциальные риски, которым подвергаются клиенты при осуществлении пла- тежей с помощью кредитных карт или других онлайн-методов. Поэтому необходимость устра- нения этих рисков и защиты клиентов является одним из главных приоритетов различных пред- приятий. Биометрическая аутентификация – это решение, которое может смягчить проблемы, связанные с текущими системами. Преимущества и недостатки биометрической аутентификации при оплате К плюсам таких систем относятся: l бесконтактность, что важно в период пандемии; l ускорение процесса оплаты за счет отсутствия необходимости доставать банковскую карту; l отсутствие необходимости носить с собой банковскую карту или телефон; l отсутствие риска потерять банковскую карту при покупке или забыть ПИН-код. Среди недостатков: l требование первоначальной регистрации, что неудобно при посещении нового магазина; l невозможность передачи возможности опла- ты другому лицу в случае необходимости, например жене. При внедрении любой новой технологии нужны финансы для ввода ее в действие. Вместе с тем оплата с использованием биометрических характеристик позволяет ритейлеру узнать предпочтения покупателя и правильно органи- зовать политику продаж и рекламы. Российский опыт биометрического эквайринга Попытки внедрения биометрического эквай- ринга активно начались в 2016–2017 гг. В Рос- сии такими пилотными проектами стали: 1. Магазины "Азбука вкуса" (совместно со Сбер- банком), где покупатели 2 могут оплатить покуп- ки по отпечатку пальца в магазинах с биомет- рическими POS-терминалами. Проект стартовал в 2016 г. в одном из магазинов, в 2019 г. к системе подключили 20 магазинов (11% сети) и 400 покупателей, 70 из которых регулярно пользовались услугой. В день регистрировали до 20 биометрических транзакций. 2. Магазины "Магнит", где тестировалась техно- логия оплаты с использованием изображения лица. К системе подключили несколько магази- нов "Магнит" в Казани и Краснодаре. Для использования этого способа оплаты нужно скачать приложение SWiP, привязать банков- скую карту и сделать селфи. В магазине покупа- телю достаточно посмотреть в камеру термина- ла, установленного на кассе, после чего система узнает его в лицо, применяет персональные скидки и предлагает подтвердить списание денег со счета одним нажатием. 3. Система SWIP, к которой подключены сеть пиццерий "Папа Джонс", рестораны FARШ и некоторые кофейни. Оплата товаров путем ска- нирования лица (или QR-кода). Партнерство между Visa и российским банком ВТБ предусматривает внедрение системы рас- познавания лиц для биометрических платежей в сети кулинарных магазинов KiO Kitchen в Санкт-Петербурге. Биометрическое решение позволяет клиентам осуществлять оплату одним взглядом менее чем за секунду в одном из спе- циализированных терминалов, развернутых в рамках партнерства. Для этого клиенты должны загрузить приложение для смартфонов на iOS или Android, зарегистрировать свой номер теле- фона и биометрию лица, а затем привязать пла- тежную карту к сервису. Значимые мировые проекты биоэквайринга За рубежом драйвером внедрения биометриче- ского эквайринга стал Китай 3 , где мобильные платежи уже являются одними из самых передо- вых в мире. Клиенты магазинов могут совершить покупку, просто позируя перед торговыми авто- матами (POS), оснащенными камерами, после привязки изображения своего лица к цифровой платежной системе или банковскому счету. Alipay – финансовое подразделение гиганта электронной коммерции Alibaba – лидирует в Китае с внедренными устройствами уже в 100 городах. Фирма прогнозирует огромный рост в этом секторе и недавно запустила модер- низацию своей системы "Улыбнись, чтобы заплатить", используя небольшой терминал. Alipay планирует потратить 3 млрд юаней (420 млн долларов) в течение трех лет на внед- рение этой технологии. В супермаркете самообслуживания IFuree в Тянь- цзине 3D-камера сканирует лица тех, кто входит в магазин, измеряя ширину, высоту и глубину лиц, а затем еще раз быстро сканирует их при выходе. Покупатели считают: "Это удобно, пото- му что можно покупать вещи очень быстро. Такой подход отличается от оплаты в традицион- ном супермаркете, где приходится ждать в оче- реди на кассу, что очень хлопотно". Однако предприниматели, внедряющие эту систему, отмечают возросшую эффективность процесса оформления заказа, но говорят, что цифры, характеризующие систему, еще весьма скромны. В чем люди видят минусы? По данным опроса, проведенного новостным порталом Sina Technology, более 60% респон- дентов заявили, что изображение их лиц после сканирования при выполнении платежей БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 124 октябрь – ноябрь 2021 www.secuteck.ru Данила Николаев Директор Некоммерческого партнерства "Русское биометрическое общество" Василий Мамаев Заместитель директора Некоммерческого партнерства "Русское биометрическое общество" Биометрия в эквайринге Эквайринг (от англ. acquire – приобретать, получать) – это безналичная оплата товаров и услуг картой через платежные терминалы на кассе или у курьера. Биометрический эквайринг представляет собой бесконтактную безналичную оплату товаров и услуг через платежные терминалы на кассе или у курьера с использованием только био- метрических характеристик человека 1 https://www.bayometric.com/biometric-payment-future-retail-industry/ 2 https://vc.ru/marketing/167422-bioekvayring-v-riteyle-glavnoe-za-5-minut 3 https://www.theguardian.com/world/2019/sep/04/smile-to-pay-chinese-shoppers-turn-to-facial-payment-technology
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw