Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 17 у шести банков (12%) нет ни одного платежно- го сервиса. Банк "Пересвет", инвестторгбанк, вуз-Банк находятся на санации. Сетелем Банк и Рн Банк – узкоспециализированные банки, занимающиеся кредитованием и не выпускаю- щие собственные расчетные карты. Кроме того, ни в одном из сервисов не представлен банк "аверс". Система быстрых платежей Система быстрых платежей (СБП) была создана по инициативе Банка России и стала доступна пользователям с начала 2019 г. Первоначаль- ный функционал включал в себя моментальные межбанковские переводы по номеру телефона. Чуть позже в 2019 г. СБП начала развивать сер- вис QR-платежей – альтернативу привычному эквайрингу. Оба проекта, запущенные регулято- ром, носят для банков обязательный характер. Системно значимые банки должны были обес- печить своих клиентов переводами с 1 октября 2019 г., а остальные банки с универсальной лицензией – с 1 октября 2020-го (позже регу- лятор продлил срок обязательного подключе- ния на три месяца из-за пандемии). Подключиться к сервису QR-платежей системо- образующие кредитные организации должны до 1 октября 2021 г., остальные – с 1 апреля 2022 г. Единая биометрическая система Единая биометрическая система (ЕБС) – проект, разработанный по инициативе Минцифры в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской федерации". Его реали- зацией занимаются Банк России и "Ростелеком". ЕБС позволяет гражданам получать банковские (открытие счета или вклада, получение креди- та) и другие услуги без посещения отделений, идентификация клиента происходит удаленно по лицу и голосу. запуск проекта состоялся еще летом 2018 г. изначально предполагалось, что все банки будут обязаны подключиться к системе и обес- печить отделения средствами для сбора био- метрии до конца 2019 г. Однако к ЕБС не хотели подключаться ни банки, ни население. Банки были недовольны дополнительными расхода- ми, связанными с оборудованием офисов и запросами в систему, при неочевидной окупае- мости. Граждане опасались мошенничества из- за возможных утечек персональных данных и не доверяли новым технологиям. законом 479-фз от 29 декабря 2020 г. были внесены изменения, которые, в частности, сняли обязанность банков с базовой лицензией подключаться к системе (теперь они могут делать это по собственному желанию) и расши- рили список возможных операций с примене- нием ЕБС. на 1 января 2021 г. в России насчитывалось около 27 тыс. отделений 366 действующих бан- ков. 248 участников рынка обладали универ- сальной лицензией. По словам первого зампре- да Банка России Ольги Скоробогатовой, сбор биометрии на февраль 2021 г. осуществляли 231 банк в 13,3 тыс. отделений (почти половина от общего числа структурных подразделений). за период действия проекта удалось собрать 164 тыс. образцов (0,1% от населения Рф). Среди банков топ-50 услуги по сбору биомет- рии оказывают 86% кредитных организаций. Примечательно, что еще у 10% банков такая возможность заявлена на сайте, при этом на ресурсах Банка России и "Ростелекома" среди точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрию, они отсутствуют. Операторы в контактных центрах подтверждают информа- цию, что банки не работают с ЕБС. Среди них такие крупные игроки, как Россельхозбанк, Банк ДОМ.Рф, восточный Банк, Ситибанк и Локо-Банк. Оформление продуктов Цифровизация банковского сектора делает услуги кредитных организаций доступными большему количеству населения и повышает конкуренцию среди участников рынка. Основ- ной вектор задает регулятор: благодаря его инициативам за последние несколько лет в Рос- сии появились быстрые межбанковские плате- жи по номеру телефона, биометрическая иден- тификация, финансовые маркетплейсы. весной 2019 г. регулятор сообщил о запуске пилотного проекта "Цифровой профиль": банк может через "Госуслуги" запросить све- дения о доходах, трудоустройстве клиента и прочие данные. Клиенту необходимо иметь подтвержденную учетную запись на "Госуслу- гах" и предоставить банку согласие на полу- чение информации. Таким образом, банк быстро получает достоверные сведения, а клиент не тратит время на получение бумаж- ных справок. в пилотном проекте принимали участие 16 бан- ков из топ-30, в промышленном масштабе про- ект был запущен 20 мая 2020 г. Спустя год системой пользовались 19 банков и четыре страховые организации. По данным Минцифры, за год существования сервиса на портале "Госу- слуги" со стороны граждан было дано 3,5 млн согласий на предоставление тех или иных све- дений банкам и страховым организациям. Среди банков – участников рейтинга возмож- ность подачи заявки с использованием автори- зации через "Госуслуги" реализована у 13 бан- ков (на первом шаге подачи заявки). Еще ряд банков сообщают о возможности подтвержде- ния дохода через "Госуслуги". Кредитные орга- низации отмечают, что авторизация через "Госу- слуги" позволяет сократить время заполнения заявки, исключает ошибки при указании сведе- ний и повышает шансы на одобрение кредита. но банки делают и самостоятельные шаги в сто- рону онлайн-обслуживания, которое стало особо актуальным во время пандемии и лок- дауна 2020 г. Один из таких шагов – доставка банковских продуктов. Еще пару лет назад доставка продуктов встречались не более чем у 10 банков. Сегодня уже около 30 кредитных организаций позволяют оформить вклад, карту или получить кредит без посещения офиса. n По материалам Банки.ру www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2021 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь БанКОв в эПОху ЦифРОвизаЦии Таблица 3. Топ-10 банков в блоке "Платежные технологии и сервисы" № Банк Мобильные Мобильные Система Единая ИТОГО п/п приложения платежные быстрых биометрическая системы платежей система 1. Тинькофф Банк 9,7 10,0 10,0 10,0 39,7 2. Альфа-Банк 9,5 10,0 10,0 10,0 39,5 3. СберБанк 9,5 10,0 10,0 10,0 39,5 4. ВТБ 9,1 10,0 10,0 10,0 39,1 5. Промсвязьбанк 9,1 10,0 10,0 10,0 39,1 6. Банк Открытие 9,0 10,0 10,0 10,0 39,0 7. МТС Банк 8,3 10,0 10,0 10,0 38,3 8. Росбанк 8,2 10,0 10,0 10,0 38,2 9. Почта Банк 8,2 10,0 10,0 10,0 38,2 10. Московский Кредитный Банк 8,2 10,0 10,0 10,0 38,2 Рис. 2. Распределение оценок банковских мобильных приложений Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw