Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 30 – Какими темпами идет внедрение техно- логий роботизации на рынке? – Бизнес инвестирует в RPA, но итог некоторых проектов не внушает оптимизма. Согласно исследованиям, 42% компаний уже внедрили RPA внутри компании, 39% начали роботизи- ровать процессы в 2020 г. При этом 63% так или иначе заявляют об этом [1]. Однако робо- тизация в компаниях начинается с 1–3 процес- сов. например, компания Deloitte в 2020 г. посчитала, что лишь у 4% российских компаний внедрено более 50 роботов [2]. в итоге получается, что интеллектуальная авто- матизация – это марафон, а не спринт. хайп вокруг RPA был подогрет слишком агрессивно. – С чем, на ваш взгляд, связана такая ситуа- ция? – Безусловно, RPA все равно несет огромную выгоду в плане автоматизации процессов, но сейчас компании испытывают трудности с тем, чтобы проводить роботизацию в крупных мас- штабах. Организации быстро получают резуль- таты, но видят лишь ограниченные возможно- сти, поэтому дальше точечных применений дело не идет. на это есть разные причины. Одна из них заключается в том, что сложно обосновать необходимость роботизации на нескольких выделенных процессах, и если биз- нес-кейс не складывается в целом, она не при- носит существенного экономического эффекта. эффект виден на масштабе. Чтобы убедить топ- менеджмент выделить инвестиции именно на полномасштабное развитие средств малой авто- матизации, нужны реальные примеры экономи- ческого эффекта. Они, как правило, имеются там, где много рутинных операций, много сотрудников и много бумажных документов. например, в общих центрах обслуживания (ОЦО), операционных и поддерживающих под- разделениях компаний. Однако не так просто обосновать RPA в других подразделениях, где, безусловно, есть рутинные операции, но объем документов или проводок не такой массовый. При небольшом масштабе роботизации компа- ниям трудно увидеть реальную выгоду от нее. Чаще всего автоматизируют те процессы, что находятся "на поверхности", или те, где исполь- зование программных роботов гарантированно пойдет на пользу бизнесу. в таких случаях, когда проект заканчивается, возникает законо- мерный вопрос: а что дальше? из-за отсутствия детального описания собственных бизнес-про- цессов и долгосрочной стратегии автоматиза- ции российские компании часто реализуют про- екты с 1–5 ботами. – Есть ли некие критерии, по которым сле- дует выбирать процессы для роботизации? – Если вспомнить S-кривую развития техноло- гий, то роботизация уже не на пике ожиданий, даже точку разочарования рынок уже прошел. Сейчас технология вышла на плато продуктив- ности, и мы видим, что один роботизирован- ный процесс действительно может позволить заменить в среднем до четырех сотрудников [3]. это могут быть рутинные процессы, требующие больших трудозатрат сотрудников, например: l доступ в системы и сбор данных из разных систем; l перенос данных из одной системы в другую; l проверка соответствия данных. а также алгоритмические процессы: l процессы, выполняемые по четко определен- ным правилам; l повторяющиеся процессы, не требующие про- фессионального суждения; l процессы в разрозненных системах, которые не интегрированы между собой. Однако "спонтанная" роботизация не работает. Для того чтобы RPA-проекты приносили хоро- шие результаты и реально можно было убирать людей из процессов, крайне важно перед покупкой программного обеспечения инвести- ровать время и ресурсы в оценку своих бизнес- процессов. Чем больше организация о них знает, тем проще ей составить стратегию робо- тизации. По опыту, есть три подхода к выявлению про- цессов для роботизации: 1. Ручная оценка потенциала RPA. выполняется компанией самостоятельно и работает только там, где уже проведена работа по описанию бизнес-процессов. СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь БанКОв в эПОху ЦифРОвизаЦии октябрь – ноябрь 2021 www.secuteck.ru Марианна Данилина Руководитель направления цифровой трансформации Промсвязьбанка Перспективы роботизации: что было, что есть и что будет Роботизация (Robotic Process Automation, RPA) – уже не самый новый тренд. Он прошел пик ажиотажа и вышел на плато производительности. С точки зрения кривой Гартнера ожидания рынка концентрируются вокруг интеллектуальной роботизации процессов. Марианна Данилина, руководитель направления цифровой трансформации Пром- связьбанка, рассказала о тенденциях развития технологий RPA с учетом комплекс- ного использования программных роботов, оптического распознавания, инструментов анализа больших данных и машинного обучения, а также уделила особое внимание технологическим решениям выбора процессов для цифровизации с точки зрения их фактического исполнения. Такие инструменты как Process mining и Process discovery идут "рука об руку" с лидирующими решениями по RPA
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw