Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021

Б И З Н Е С . И Д Е И И М Н Е Н И Я 60 читать. Для удобства промаркируем бренды латинскими буквами А и B (для европейских брендов), С (для китайского) и D для корейско- го. Для сравнения осознанно брались не иден- тичные модели у разных брендов, а именно похожие модели, как если бы сравнение делал сам заказчик, в том числе сравнивая модели с разным классом цены. К таким параметрам относятся данные о матрице, разрешении, параметрах объектива, светочувствительности, параметрах видео и аудио, возможностях видеоаналитики, работа с сетью, соответствие стандартам и др. Матрица и разрешение Матрица IP-камеры вместе с процессором и объ- ективом отвечает за формирование изображе- ния. Чем больше размер матрицы, тем лучше качество картинки, но важен не только размер матрицы, но и размер пикселей, поэтому следует обратить внимание на размер матрицы в соче- тании с указанными параметрами разрешения. Читая даташиты наших четырех вендоров, видим, что у всех производителей максималь- ное разрешение указано как 1920 x 1080 = 2 073 600 пикселей, что соответствует 2,073 Мп. Матрицы в даташитах выглядят следующим образом: КМОП-матрица 1/2.8", прогрессивная развертка (бренд A); 1/2.8" CMOS (бренд B), 1/1.8" Progressive Scan CMOS (бренд C) и 1/2.8" 2MP CMOS (бренд D). Производитель C имеет бо' льшую матрицу, чем конкуренты, что дает нам повод ожидать лучших характеристик, но этот факт нужно обязательно проверять на практике. Бренды А и D подчеркнули в явном виде использование прогрессивной развертки, хотя внимательное чтение даташитов показало, что ее поддерживают все четыре бренда. Производители видеоаналитики, в частности распознавания лиц, обращают внимание интег- раторов и заказчиков на печальные факты, что бюджетные китайские производители иногда ставят в камеры матрицу одного размера, а ука- зывают в даташите другие, завышенные, значе- ния. Проблематика становится очевидной, когда нужно расследовать случившийся инци- дент. Заказчик заплатил за разрешение и луч- шие характеристики, а на деле такая камера может оказаться бесполезной, когда нужно произвести идентификацию человека. Визуаль- но человека и его лицо видно, а алгоритм рабо- тает плохо или не распознает лицо вообще, потому что из-за недостаточной плотности пик- селей лицо человека слишком зернисто. Объектив Объектив – это фактически глаз камеры. Он может быть фиксированным (как у вашего смартфона), варифокальным (можно в некото- рой степени сравнить с человеческим глазом) или трансфокаторным (как у фотоаппарата с профессиональным телеобъективом). От воз- можностей и качества объектива зависит каче- ство изображения, формируемого IP-камерой. Чтобы корректно прочитать параметры объ- ектива в даташите, необходимо обратить вни- мание не только на тип объектива и его фокус- ное расстояние, но и на горизонтальные и вер- тикальные углы обзора, формирующие поле зрения камеры. У разных производителей при одинаковом фокусном расстоянии углы обзора могут значительно различаться. Это может дать нам техническое преимущество или стать недо- статком в проекте. Читая даташиты наших четырех брендов, видим варифокальные объективы с параметрам2,8–12мм (бренды B, C и D), 3 мм – 9 мм (бренд А). У бренда А при 3–9 мм горизонтальный угол 114°–37° и вертикальный 58°–21°. У бренда B при 2,8–12 мм горизонтальный угол 100°–33° и вертикальный угол 52°–19°, у бренда C ука- зан угол обзора 92°–32° (следует читать как горизонтальный угол обзора), но не указан вер- тикальный угол обзора, а у бренда D горизон- тальный угол 119,5°–27,9° и вертикальный 62,8°–15,7°. Лучше всего данные значения вос- принимаются наглядно (рис. 1). Если нас интересует горизонтальное поле зре- ния, то камера бренда D обладает самой инте- ресной характеристикой, но мы должны убе- диться, что при таких широких углах произво- дитель предусмотрел функцию коррекции боч- кообразных искажений, которая при широких углах съемки делает стены коридора/помеще- ния прямыми, а не скругленными. Минимальная освещенность Цветное изображение от IP-камеры помогает операторам гораздо быстрей и легче идентифи- цировать людей, автомобили, оценивать опе- ративную обстановку, проводить расследование инцидентов и представлять видеодоказатель- ства для правоохранительных органов. Минимальная освещенность для IP-камеры показывает нам границу перехода между цвет- ным и черно-белым изображением, которое в большинстве камер сопровождается включени- ем ИК-подсветки. Параметры минимальной освещенности очень важно читать в связке с апертурой объектива (число F). Чем меньше число F, тем больше открыта диафрагма и боль- ше света попадает на матрицу камеры, позво- ляя получить изображение даже при очень пло- хой освещенности. Читая даташиты вендоров, видим: l бренд A: цвет 0,07 лк при 50 IRE F1.6; l бренд B: цветной режим 0,052 лк, 3200 K, коэффициент отражения 89%, F1.4, 30IRE; l бренд С: 0,002 лк (F1.2, AGC вкл.), 0,0027 лк (F1.4, AGC вкл.); l бренд D: цвет 0,015 лк (F1.4, 1/30 с). Внимательно смотрим на эти цифры и понима- ем, что человека без глубоких технических зна- ний, вероятно, впечатлит минимальная осве- щенность 0,002 лк (как самый лучший из ука- занных параметров) и покажется недостаточной освещенность в 0,07 лк (как самый худший из указанных параметров). По факту эти два пара- метра нельзя сравнивать в лоб между собой из- за разного числа F. Что же такое 0,07 лк цветного изображения на реальном объекте? Из таблицы типовой осве- щенности узнаем, что рабочие кабинеты имеют освещение порядка 300 лк, лестничные клетки 20–30 лк, освещение на улице в полнолуние составляет 0,2 лк, а звездная безлунная ночь дает нам 0,001–0,002 лк. Сможет ли конечный заказчик проверить 0,002 лк, заявленные брен- дом С, на практике? Да, если вызовет метроло- гическую лабораторию и, конечно, нет во всех прочих случаях. Учитывая, что все четыре производителя имеют встроенную ИК-подсветку, декларирование брендом С тысячных долей люкса является исключительно маркетинговым ходом, чтобы впечатлить неискушенного заказчика. Все бренды приводят дополнительные между- народные термины (IRE, AGC и т.п.), стремясь пробудить наш интерес к повышению компетен- ций по видеонаблюдению. Раздел "объектив" в даташитах включает еще скорость затвора (выдержку), информацию о наличии механиче- ского или электронного ИК-фильтра, способ регулирования диафрагмы, минимальное рас- стояние до объекта и длину ИК-подсветки, кото- рые также влияют на качество изображения. Все эти параметры должны быть настроены инжене- рами на реальном объекте, чтобы обеспечить максимальное качество съемки. Видео и аудио Самое популярное, с чем знаком рынок, – это кодеки, или стандартные форматы сжатия изображения, известные как MJPEG, Н.264, Н.265 (рис. 2). Перечень важных параметров для решения практических задач видеонаблюдения содержит также: количество кадров в секунду при полном разрешении, количество потоков в полном раз- решении (для возможности использования раз- ных потоков для различных целей: записи, про- смотра, работы аналитики, передачи исходного видео в сторонние системы и т.п.), параметр WDR – широкий динамический диапазон (спо- собность камеры вести съемку одновременно ярких и темных зон), компенсацию встречных засветок, поддержку звука и многие другие. Следует особо обратить внимание на параметр fps (количество кадров в секунду), так как он является камнем преткновения в большинстве проектов и непонимание, как правильно рабо- тать с данным параметром, приводит к прямым финансовым потерям заказчиков. Чем больше кадров в секунду может выдать камера при полном разрешении, тем у нас боль- ше возможности вести съемку быстродвижущих- ся объектов (например, съемка производствен- ных процессов с вращающимися предметами или наблюдение за игровыми столами в казино). Но способность камеры выдавать максимальное количество кадр/с и требование записывать мак- симальное количество кадр/с – это совершенно разные задачи. Большинство заказчиков по при- вычке аналогового видеонаблюдения требуют от интеграторов обеспечить запись 25 кадр/с, 30 дней, часто в постоянном режиме. Заказчики требуют это, а по факту – выбрасывают свои деньги на ветер, то есть "дарят" их производите- лям жестких дисков и систем хранения данных. Чтобы дискуссия была конструктивной, интегра- торам нужно показывать заказчикам флеш-ани- мацию сравнения количества кадров в секунду. На практике человеческий глаз почти не разли- чает 25 кадр/с и 15 кадр/с, а разница в записи, то есть в стоимости хранения видео, составляет почти 60%. Прерывистость движения человече- ский глаз начинает замечать при снижении ско- рости до 12 кадр/с, для фиксации событий в большинстве зон достаточно 6–8 кадр/с. Читая даташиты, видим следующее. Бренд А. Предлагает заказчику восемь потоков в полном разрешении, WDR 120 дБ (отличный параметр), поддержку кодеков MJPEG, Н.264, Н.265 (стандарт), частоту до 50 кадр/с при октябрь – ноябрь 2021 www.secuteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw