Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 67 Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, проф. Академии военных наук Владимир Подъяконов Научный сотрудник Научно- исследовательского отдела (военно- гуманитарных исследований) Военного университета МО РФ, член секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член комиссии РАН по техногенной безопасности, к.и.н. Сергей Квасов Заведующий сектором информационно- телекоммуникационных технологий ГАУ г. Москвы "Московская государственная экспертиза" (Мосгосэкспертиза) Александр Стефанов Советник генерального директора ФГУП РСВО Нина Николаева Программный директор Международного форума "Технологии безопасности" С истема безопасности образовательного учреждения – это система выявления, пред- упреждения, пресечения посягательств, мини- мизация последствий посягательств на жизнь и здоровье сотрудников, обучающихся, а также на законные права учреждения, имущество, интеллектуальную собственность, внутреннюю дисциплину, образовательное лидерство, научные достижения и охраняемую информа- цию. Это подразумевает его устойчивое функ- ционирование и обеспечение защищенности от внешних и внутренних, возникающих и прогно- зируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Понимание общей картины на объекте для предупреждения угроз Для объекта образования безопасность должна обеспечиваться разработкой комплекса мер, адекватных уровню и видам потенциальных угроз. К ним относятся: l эффективные проектные решения инженер- ной укрепленности; l интеграция технических систем и средств без- опасности и оптимальная технология их экс- плуатации; l комплекс мер, объединенных в единую систе- му, который включает в себя организацию, планирование и управление деятельностью персонала объекта, сил безопасности (ЧОП), сотрудников и учащихся на основе культуры безопасности. Кроме того, должно быть организовано опера- тивное реагирование на угрозу со стороны мвД, мЧС, Росгвардии и ЧОП с использовани- ем прямого канала голосовой связи для тесного взаимодействия между правоохранительными органами и ЧОП, а также автоматизированный контроль присутствия охраны на своих местах. глубокая функциональная интеграция, в отли- чие от механического комплексирования, дает возможность видеть разноплановые угрозы, влияющие на безопасность и обес- печение жизнедеятельности учащихся и пер- сонала, не допускать неблагоприятные синер- гетические эффекты, видеть общую картину на объекте и прогнозировать развитие ситуа- ции с учетом взаимосвязи отдельных элемен- тов и подсистем. Задачи технических средств получения информации Обеспечение безопасности и антитеррористи- ческой защищенности в образовательных учреждениях в условиях появления новых вызовов и угроз, а также изменения сценариев терактов, в том числе путем внедрения "инсай- деров", требует выработки мер и проектных решений, направленных на обеспечение защи- ты объекта от угроз террористического характе- ра и несанкционированного вторжения, а при формировании мер противодействия – исполь- зования культуры безопасности, организующей деятельность всего коллектива организации. Однако в современных условиях технического прогресса предпочтительнее ориентироваться на технические средства получения необходи- мой информации. например, необходимо интегрировать систему записи и съема инфор- мации через карту учащихся, организовать объ- ектам образования группы в соцсетях или горя- чий номер для получения СмС о подозритель- ных планах и действиях одноклассников и сокурсников. нормативный уровень защищен- ности при этом обеспечивается с помощью ком- плекса мер, направленных на: а) воспрепятствование неправомерному про- никновению на объект образования и его тер- риторию посредством организации "фильтра- ционных" тамбуров в учебных заведениях, поз- воляющих изолировать и блокировать дистан- ционно вручную и автоматически нарушителей и не дать им возможность проникнуть на объект образования; www.secuteck.ru октябрь – ноябрь 2021 СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕгРИРОванныЕ СИСТЕмы бЕзОПаСнОСТИ www.prizyv.ru Д ля получения информации о неправомерном проникновении на объ- ект нужно ориентироваться на технические средства. Например, орга- низовать группу учебного заведения в соцсетях или горячий номер для получения СМС о подозрительных планах и действиях одноклассников и сокурсников Интегрированные системы – новый уровень безопасности В эпоху ментальной войны 1 и управляемого хаоса 2 необходимо переосмысление основ существующих и поиск новых технологий обеспечения безопасности. Ранее считалось, что у сферы обеспечения безопасности свое предметное поле деятель- ности и свой путь развития. Однако сегодня требуется по-новому взглянуть на ее связь с другими областями деятельности. Рассмотрим эту проблему на примере обес- печения защиты объектов образования 1 В Минобороны заявили о "ментальной войне" США против России// "Ведомости". https://www.vedomosti.ru/politics/news/2021/03/25/863056-v-minoboroni-zayavili-o-mentalnoi-voine- ssha-protiv-rossii 2 Выступление и ответы на вопросы министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе лекции для высшего офицерского состава Академии Генштаба. Москва, 23 марта 2017 г. // Информационный портал МИД России. https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2702537
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw