Журнал "Системы Безопасности" № 5‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 68 б) выявление потенциальных нарушителей с помощью установленных на объекте и его территории пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения анв или его совершения; под- ключение через единый центр хранения и обработки данных к системе интеллектуально- го видеонаблюдения; использование нейросе- тей для выявления потенциально опасного поведения граждан рядом с или в образова- тельном учреждении; оперативное реагирова- ние на угрозу со стороны мвД, Росгвардии и группы быстрого реагирования ЧОП напрямую до поступления тревожного сигнала от ЧОП с объекта; в) пресечение попыток совершения теракта на объекте и его территории за счет упреждения вторжения, основанного на прогнозном анали- зе системой интеллектуального видеонаблюде- ния, потенциально опасного поведения и ноше- ния запрещенных предметов; г) минимизацию возможных последствий совершения теракта на объекте и его террито- рии, ликвидацию угрозы его совершения; д) обеспечение защиты служебной информа- ции ограниченного распространения, содержа- щейся в паспорте безопасности и иных доку- ментах объекта и его территории, в том числе служебной информации ограниченного рас- пространения о принимаемых мерах по анти- террористической защищенности; е) выявление и предотвращение несанкцио- нированного проноса (провоза) и примене- ния на объекте и его территории токсичных химикатов, отравляющих веществ и патоген- ных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправ- лений. Проблемы досмотра в образовательных учреждениях Проектные решения, направленные на обес- печение защиты образовательного учреждения от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, предусмат- ривают использование технических систем (средств) и проектных решений, направленных на обнаружение радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных пред- метов и веществ. в соответствии с требования- ми действующих нормативных документов образовательное учреждение оборудуется достаточно большой номенклатурой техниче- ских систем безопасности и досмотровыми средствами. Однако квалификация сотрудни- ков и условия применения не позволяют про- водить тотальный контроль и досмотр. При этом необходимо учитывать, что в образова- тельном учреждении не предусматривается установление специального пропускного режима. задача осложняется тем, что в обра- зовательном учреждении необходимо выявлять не только оружие, но и его конструк- тивные элементы, детали для изготовления самодельных взрывных устройств, предметы и вещества, имеющие внешние признаки схоже- сти с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веще- ствами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение на территорию образовательного учреждения. Предлагается выйти с инициативой о разра- ботке интегрированной досмотровой системы, позволяющей определять опасные предметы, вещества, биологические агенты потоковым методом и фиксировать аномалии, привязав их к личности через систему интеллектуального видеонаблюдения, с последующей передачей этой информации в диспетчерскую службу ЧОП. Это бы одновременно помогло решить такую серьезную проблему, как распростране- ние наркотиков и сниффинга среди молодежи. Нормативные требования к составу оборудования Проектные решения в части состава систем безопасности, направленных на предотвра- щение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и иму- ществу при возникновении противоправных действий, разрабатываются в соответствии с нормами обеспечения антитеррористиче- ской защищенности зданий и сооружений п. 6.44 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СниП 31–06–2009). Эти меро- приятия разрабатываются в соответствии с СП 132.13330 "Обеспечение антитеррори- стической защищенности зданий и сооруже- ний. Общие требования проектирования". С учетом установления образовательному учреждению класса значимости, в соответ- ствии с таблицей 1 СП 132.13330.2011 предусматривается его оснащение система- ми защиты от угроз различного характера: охранного телевидения (СОТ), охранного освещения (СОО), охранно-тревожной сиг- нализации (СОТС), экстренной связи (СЭС), контроля и управления доступом (СКУД) и т.д. Согласно п. 7.4 СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защи- щенности зданий и сооружений. Общие тре- бования проектирования" предусматривает- ся оборудование и функционирование СОТ, СОО, СОТС, СЭС всех входов, а также мест пребывания людей численностью более 50 человек в одном из помещений (вести- бюль, спортзал, столовая, актовый зал). Разработки ведутся в соответствии с: l гОСТ Р 53195.1–2008, ст. 3.11 которого определяет комплексную систему безопасно- сти (КСб) как систему безопасности, одновре- менно выполняющую несколько функций без- опасности, снижающих риски, обусловлен- ные несколькими видами и/или источниками опасностей; l гОСТ Р 53704–2009 "Системы безопасно- сти комплексные и интегрированные. Общие технические требования", который определяет интегрированную систему без- опасности (ИСб) как специализированную сложную техническую систему, объеди- няющую на основе единого программно- аппаратного комплекса с общей информа- ционной средой и единой базой данных технические средства, предназначенные для защиты объекта от нормированных угроз. Функции интегрированной системы безопасности Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения реализуется с помощью объединения систем защиты в ИСб, в соответствии с гОСТ Р 57674–2017 "Интег- рированные системы безопасности. Общие положения", который распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые интегрированные системы безопасности, предназначенные для обеспечения противо- криминальной защиты объектов образования. ИСб обеспечивает выполнение следующих функций: l интеграция информационных потоков от под- систем, влияющих на безопасность; l распознавание инцидентов; l обнаружение угроз, имеющих различные причины возникновения и характер проявле- ния, в соответствии с функциональным назначением систем; l автоматическое реагирование на обнаружен- ную угрозу, в соответствии с общим планом реагирования и особенностями работы каж- дой из систем; l анализ и передача информации о характере обнаруженной угрозы на устройства отобра- жения, предназначенные для использования дежурным оператором; l предиктивная аналитика; l накопление информации в базах данных для последующего анализа и использования; l обеспечение возможности автоматизирован- ного и ручного управления системами; l протоколирование функционирования систем и действий операторов; l возможность функционирования в режимах "повседневный", "ЧС", "тренировка"; l модификация состава и конфигурации в соответствии с изменением задач. ИСб может выполнять вспомогательные функ- ции, не связанные с обеспечением противокри- минальной безопасности. Компоненты ИСБ Помимо базовых систем, требования к которым определяются соответствующими гОСТами, состав ИСб может быть дополнен иными систе- мами обеспечения безопасности по гОСТ Р 53195.1. ИСб имеет централизованный пульт охраны и программное обеспечение для управ- ления всеми подсистемами с использованием единого протокола событий, пригодного для последующей передачи информации в другие заинтересованные ведомства и структурные подразделения вышестоящего субъекта посред- ством высокоскоростных линий связи. Пультовая часть ИСб состоит из автоматизиро- ванных рабочих мест (аРм) со специальным программным обеспечением и интерфейсами связи для образовательного учреждения и включает в себя: l аРм оператора ИСб, обеспечивающее управ- ление СОТ, СОО, СОТС, СЭС, СКУД с исполь- зованием интерактивной схемы объекта и видеомониторов; l аРм КПП, обеспечивающее контроль и управление доступом сотрудников, посетите- лей и автотранспорта через КПП; октябрь – ноябрь 2021 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ИнТЕгРИРОванныЕ СИСТЕмы бЕзОПаСнОСТИ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw